Современные художники в кризис: Роберт Нава
ARTinvestment.RU 22 апреля 2021
История молодого художника, который решил повторить путь KAWS на бумаге
В январе этого года топ-галерея Pace выложила в Instagram работу своего нового протеже, чем вызвала серьезную негативную реакцию. «Это что, шутка?», «Позор для такой влиятельной галереи», «Плевок в душу Баскии и Дебюффе», «Да мой 5-летний ребенок рисует подобное» — таковы сотни негативных комментариев подписчиков под опубликованным снимком. Как водится на арт-рынке, на последовавшей за публикацией в Instagram персональной выставке художника все работы оказались раскуплены в первые же часы после открытия. Кто же он, возмутитель покоя Баскии?
Встречайте: Роберт Нава (1985) — американский художник, который приобрел известность своими живописными работами, облекающими создания из современной «мифологии» в форму индивидуального варианта ар-брют. Стилистическими истоками творчества Навы называют доисторические наскальные рисунки, египетское искусство и мультфильмы: на холстах персонажи, напоминающие о телесериале Power Rangers и настольной игре Dungeons & Dragons, чередуются с ангелами, акулами, драконами и воображаемыми чудовищами, будто бы пришедшими по следам детских кошмаров.
Существа, составляющие хрупкий ирреальный мир Навы, рождаются из многочисленных зарисовок в альбомах. Смешивая аэрозольную краску, акрил и восковые карандаши, художник переносит композиции на масштабные холсты. Произведения Навы, которые в искренности своего наивного художественного языка не допускают и тени иронии, ностальгически отзываются в сознании зрителя, апеллируя к его детским воспоминаниям и фантазиям.
Карьерные вехи Роберта Навы
Роберт Нава родился и вырос в Восточном Чикаго. Его отец был крановщиком-оператором, а мать работала на ресепшн в страховой компании. Нава с детства занимался рисованием и с твердым намерением стать художником поступил в Indiana University Northwest в Гэри, Индиана. В университете он получил степень бакалавра в области изящных искусств (2008), после чего делил свое время между живописью и множеством самых разнообразных подработок: успел побывать и охранником в клубе, и перевозчиком оргтехники. В итоге Нава решился продолжить художественное образование и подал документы в магистратуру нескольких университетов — ответ пришел из Йеля.
После окончания Йельского университета (2011) Нава переехал в Нью-Йорк. Он работал водителем грузовика, чтобы оплачивать ренту. К 2016 году он показывал свои картины в маленьких галереях в Бушвике и там же снимал небольшую студию. Примерно в это время его заметил Франсиско Ровира Руллан, дилер и куратор из Сан-Хуана, который отобрал несколько работ Навы для экспозиции на Expo Chicago (2017).
Но решающую роль в приближении к миру «большого» искусства для Навы сыграли социальные сети: после выставки фотографии его работ начали циркулировать в Интернете. В Instagram его заметил Себастьян Янссен, основатель брюссельской галереи Sorry We’re Closed. Он организовал в галерее персональную выставку Навы (2018) — по сути, его первый серьезный самостоятельный проект. До этого Нава единолично экспонировался лишь раз — в маленькой бруклинской ThreeFourThreeFour Gallery (2015).
В 2018-м сразу две галереи, брюссельская Sorry We’re Closed и Night Gallery (Лос-Анджелес), привезли произведения Навы на ярмарку NADA Miami. Здесь они привлекли внимание Фэйрфакс Дорн, жены генерального директора Pace Gallery Марка Глимчера. Примерно в то же время о работах Навы узнал Вито Шнабель, арт-дилер и основатель Vito Schnabel Gallery.
В 2019-м году прошли две персональные выставки Навы — Mythologies в V1 Gallery в Копенгагене и VS. (Versus) в Night Gallery в Лос-Анджелесе. К весне 2020-го карьера Навы была на стремительном взлете, который несколько затормозила пандемия. Тем не менее знакомство с лидерами галерейного мира подкрепилось сотрудничеством: уже в декабре топ-галерея Pace объявила о подписании контракта с художником. В январе 2021-го Pace провела персональную экспозицию Навы в своем филиале в Палм-Бич во Флориде. В феврале выставка художника прошла в Vito Schnabel Gallery в Нью-Йорке.
Произведения Роберта Навы представлены в крупнейших частных собраниях, а недавно его включила в свою коллекцию семья Муграби. Творчество художника начинает завоевывать и музейное пространство: коллекционеры Джон Маркез, Роб Вестерхолм с женой Моникой Весли и семья Симкинс передали несколько работ в Чикагский институт искусств, а Энди Сонг подарил одну картину Институту современного искусства в Майями.
Роберт Нава и рынок
Аукционная история художника на данный момент насчитывает всего 13 работ и длится менее года. Началась она в июле 2020-го с продажи большеформатной (200 × 100) живописи The Tunnel за $130 тыc. на нью-йоркском Phillips, и к настоящему моменту эта сделка остается самой успешной продажей работы Навы на публичных торгах. Ни одно из шести других живописных произведений художника и шести графических работ не достигло по цене молотка $100 тыс.: ближайший преследователь замер на отметке $98 тыс. Однако отметим интересую деталь: средняя стоимость живописи ($73 тыс.) ниже ее же медианой стоимости ($80 тыс.), другими словами — пока что продажи Роберта Навы идут «кучно», без резких перепадов цен.
Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $498 тыс., а за первые 4 месяца нынешнего сезона — $61 тыс. (12 % от выручки прошлого года). При этом среди 13 выставленных на торги лотов нет ни одного непроданного: все пять участвовавших в игре аукционных домов обеспечили Роберту Наве 100%-ный результат. Объем продаж живописи художника на момент публикации материала составляет 91 % суммарной аукционной выручки.
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Роберта Навы, 2020–2021
№ | Название работы (год создания) | Вид искусства | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
1 | The Tunnel (2019) | Живопись | Phillips, Нью-Йорк | 2020 | 130,0 | 160,0 |
2 | Anu Zord (Transformer) (2018) | Живопись | Phillips, Лондон | 2020 | 98,8 | 50,0 |
3 | Maybe Metatron (2017) | Живопись | Christie's, Лондон | 2020 | 88,6 | 70,0 |
4 | Venom Ride (2018) | Живопись | Christie's, Нью-Йорк | 2020 | 80,0 | 33,3 |
5 | Two Ghosts (2015) | Живопись | Sotheby's, Нью-Йорк | 2021 | 50,0 | –16,7 |
6 | Ejected Driver (2017) | Живопись | Christie's, Нью-Йорк | 2020 | 38,0 | 52,0 |
7 | Smoke Tint (2017) | Живопись | Phillips, Лондон | 2020 | 25,5 | –24,0 |
8 | Untitled (2019) | Графика | Phillips, Нью-Йорк | 2020 | 13,0 | 160,0 |
9 | Untitled (2019) | Графика | SBI Art Auction, Токио | 2021 | 10,9 | 109,1 |
10 | Untitled (2018) | Графика | Phillips, Лондон | 2020 | 8,1 | 50,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Роберта Навы, проданных на аукционных торгах, 2020–2021
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | |
Объем продаж | $ тыс. | 10 | 15 | 138 | 267 | 130 |
% | 1,79 | 2,7 | 24,6 | 47,7 | 23,2 | |
шт. | 2 | 2 | 5 | 3 | 1 |
Роберт Нава и индикатор доверия
Поскольку на момент составления майского и ноябрьского отчетов Confidence Report ArtTactic о художнике толком никто из специалистов не знал, Нава не попал в список 25 наиболее перспективных молодых авторов. Выхода следующего отчета осталось ждать меньше месяца — полагаем, художник будет присутствовать в рейтинге молодых талантов с хорошей краткосрочной (6 мес.) перспективой. В отношении будущего Роберта Навы на ближайшие 10 лет отчет должен высказаться более сдержанно.
Тем временем художнику посвятил полновесный материал Artnet Intelligence Report, вышедший в апреле 2021 года, — этакий альманах ключевых лиц арт-рынка последнего сезона с прицелом на будущее. Учитывая, что другие представленные в отчете персоны (в частности, наследница коллекции китайского искусства и цифровых технологий Карен Леви) пришли на арт-рынок всерьез и надолго, сам факт такого внимания со стороны крупнейшего аналитического портала — серьезный капитал для художника и двигатель его продаж в течение двух-трех сезонов. Дальше нужно будет доказывать арт-состоятельность чем-то другим.
Комментарий AI. Арт-рынок построен на системе ценовых диапазонов, условно измеряемых количеством нулей. Каждый из таких диапазонов соответствует размеру кармана покупателя — который либо начинает доверять искусству все большие суммы, переходя на более высокий уровень, либо остается в пределах своего финансового (не путать со вкусовым!) потолка. А еще в каждом диапазоне должны быть похожие друг на друга художники: не имея возможности приобрести «главного», коллекционеры часто останавливают выбор на доступном. Так, к примеру, работает рынок Джорджа Кондо — он создан для тех, кто копил десятки миллионов на Френсиса Бэкона, да сорвался с дистанции. Не пропадать же деньгам?
Аналогично в каждом диапазоне имеется свой Баския. «Оригинальный» Жан-Мишель давно пересек 10-миллионный рубеж в долларах и даже успел разок заглянуть за отметку в $100 млн. Его подпирает Рашид Джонсон, рисующий черепа на мыльных холстах — которые пока можно купить вдесятеро дешевле. А кто не хочет тратить целый миллион — остановится на Абдулае Диаррасубе, известном как Абудиа: его черепа не хуже «баскиевских», но дешевле, чем у Рашида. При этом коренной бруклинец Абудиа отвергает все обвинения в апроприации: он-де и художественное образование посерьезнее получил, и крепкой галереей Ethan Cohen представлен. Словом, самостоятельная творческая единица. И экономическая, что очень важно.
Если упомянутых выше художников можно справедливо назвать «Баскиями для бедных», то Роберт Нава — это «Баския для начинающих». А еще это — KAWS на бумаге: достаточно сравнить стратегию творчества Роберта Навы и Брайана Доннели с фокусировкой на героях псевдо-комиксов и азиатским рынком. Разве что герои Навы не вымышленные персонажи, а имеют реальные прототипы в культовых комиксах, фильмах и видеоиграх. Азиатский вектор стратегии никуда не делся — работа художника уже успела уйти с японского аукциона SBI Art, а галерея Pace имеет мощнейшие по уровню продаж филиалы в Гонконге и Сеуле. Тем не менее для первой персональной выставки Роберта Навы галереей был выбран недавно открывшийся филиал в Палм-Бич (если кто забыл — пандемия сгруппировала в прибрежном городке Флориды рекордное количество надолго осевших миллионеров). Буквально это означает следующее: для Лондона и Нью-Йорка художник пока не готов, но пусть побудет первым парнем на деревне. А там, после покупок местных коллекционеров, можно будет использовать их статус и для более серьезных шагов.
«За» художника говорит лучшая художественная школа в США (Чикаго) и контракт с топ-галереей (Pace), «против» — достаточно очевидные маркетинговые шаги и комментарии пользователей под январским постом в Instagram. Впрочем и то и другое, как мы знаем, легко конвертируется в деньги. Вопрос только в том, какой из ценовых диапазонов в итоге займет Роберт Нава.
Патриция Семенюк, AI
Денис Белькевич, AI
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210422_Nava.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210422_Nava.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн