Современные художники в кризис: Роберт Нава
ARTinvestment.RU   22 апреля 2021

История молодого художника, который решил повторить путь KAWS на бумаге

В январе этого года топ-галерея Pace выложила в Instagram работу своего нового протеже, чем вызвала серьезную негативную реакцию. «Это что, шутка?», «Позор для такой влиятельной галереи», «Плевок в душу Баскии и Дебюффе», «Да мой 5-летний ребенок рисует подобное» — таковы сотни негативных комментариев подписчиков под опубликованным снимком. Как водится на арт-рынке, на последовавшей за публикацией в Instagram персональной выставке художника все работы оказались раскуплены в первые же часы после открытия. Кто же он, возмутитель покоя Баскии?

Встречайте: Роберт Нава (1985) — американский художник, который приобрел известность своими живописными работами, облекающими создания из современной «мифологии» в форму индивидуального варианта ар-брют. Стилистическими истоками творчества Навы называют доисторические наскальные рисунки, египетское искусство и мультфильмы: на холстах персонажи, напоминающие о телесериале Power Rangers и настольной игре Dungeons & Dragons, чередуются с ангелами, акулами, драконами и воображаемыми чудовищами, будто бы пришедшими по следам детских кошмаров.

Существа, составляющие хрупкий ирреальный мир Навы, рождаются из многочисленных зарисовок в альбомах. Смешивая аэрозольную краску, акрил и восковые карандаши, художник переносит композиции на масштабные холсты. Произведения Навы, которые в искренности своего наивного художественного языка не допускают и тени иронии, ностальгически отзываются в сознании зрителя, апеллируя к его детским воспоминаниям и фантазиям.

Карьерные вехи Роберта Навы

Роберт Нава родился и вырос в Восточном Чикаго. Его отец был крановщиком-оператором, а мать работала на ресепшн в страховой компании. Нава с детства занимался рисованием и с твердым намерением стать художником поступил в Indiana University Northwest в Гэри, Индиана. В университете он получил степень бакалавра в области изящных искусств (2008), после чего делил свое время между живописью и множеством самых разнообразных подработок: успел побывать и охранником в клубе, и перевозчиком оргтехники. В итоге Нава решился продолжить художественное образование и подал документы  в магистратуру нескольких университетов — ответ пришел из Йеля.

После окончания Йельского университета (2011) Нава переехал в Нью-Йорк. Он работал водителем грузовика, чтобы оплачивать ренту. К 2016 году он показывал свои картины в маленьких галереях в Бушвике и там же снимал небольшую студию. Примерно в это время его заметил Франсиско Ровира Руллан, дилер и куратор из Сан-Хуана, который отобрал несколько работ Навы для экспозиции на Expo Chicago (2017).

Но решающую роль в приближении к миру «большого» искусства для Навы сыграли социальные сети: после выставки фотографии его работ начали циркулировать в Интернете. В Instagram его заметил Себастьян Янссен, основатель брюссельской галереи Sorry We’re Closed. Он организовал в галерее персональную выставку Навы (2018) —  по сути, его первый серьезный самостоятельный проект. До этого Нава единолично экспонировался лишь раз — в маленькой бруклинской ThreeFourThreeFour Gallery (2015).

В 2018-м сразу две галереи, брюссельская Sorry We’re Closed и Night Gallery (Лос-Анджелес), привезли произведения Навы на ярмарку NADA Miami. Здесь они привлекли внимание Фэйрфакс Дорн, жены генерального директора Pace Gallery Марка Глимчера. Примерно в то же время о работах Навы узнал Вито Шнабель, арт-дилер и основатель Vito Schnabel Gallery.

В 2019-м году прошли две персональные выставки Навы — Mythologies в V1 Gallery в Копенгагене и VS. (Versus) в Night Gallery в Лос-Анджелесе. К весне 2020-го карьера Навы была на стремительном взлете, который несколько затормозила пандемия. Тем не менее знакомство с лидерами галерейного мира подкрепилось сотрудничеством: уже в декабре топ-галерея Pace объявила о подписании контракта с художником. В январе 2021-го Pace провела персональную экспозицию Навы в своем филиале в Палм-Бич во Флориде. В феврале выставка художника прошла в Vito Schnabel Gallery в Нью-Йорке.

Произведения Роберта Навы представлены в крупнейших частных собраниях, а недавно его включила в свою коллекцию семья Муграби. Творчество художника начинает завоевывать и музейное пространство: коллекционеры Джон Маркез, Роб Вестерхолм с женой Моникой Весли и семья Симкинс передали несколько работ в Чикагский институт искусств, а Энди Сонг подарил одну картину Институту современного искусства в Майями. 

Роберт Нава и рынок

Аукционная история художника на данный момент насчитывает всего 13 работ и длится менее года. Началась она в июле 2020-го с продажи большеформатной (200 × 100) живописи The Tunnel за $130 тыc. на нью-йоркском Phillips, и к настоящему моменту эта сделка остается самой успешной продажей работы Навы на публичных торгах. Ни одно из шести других живописных произведений художника и шести графических работ не достигло по цене молотка $100 тыс.: ближайший преследователь замер на отметке $98 тыс. Однако отметим интересую деталь: средняя стоимость живописи ($73 тыс.) ниже ее же медианой стоимости ($80 тыс.), другими словами — пока что продажи Роберта Навы идут «кучно», без резких перепадов цен.

Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $498 тыс., а за первые 4 месяца нынешнего сезона — $61 тыс. (12 % от выручки прошлого года). При этом среди 13 выставленных на торги лотов нет ни одного непроданного: все пять участвовавших в игре аукционных домов обеспечили Роберту Наве 100%-ный результат. Объем продаж живописи художника на момент публикации материала составляет 91 % суммарной аукционной выручки.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Роберта Навы, 2020–2021

Название работы

 (год создания)

Вид искусства

Аукционный дом, город

Год продажи

Цена по молотку, $ тыс.

Превышение среднего эстимейта, %

1

The Tunnel (2019)

Живопись

Phillips, Нью-Йорк

2020

130,0

160,0

2

Anu Zord (Transformer) (2018)

Живопись

Phillips, Лондон

2020

98,8

50,0

3

Maybe Metatron (2017)

Живопись

Christie's, Лондон

2020

88,6

70,0

4

Venom Ride (2018)

Живопись

Christie's, Нью-Йорк

2020

80,0

33,3

5

Two Ghosts (2015)

Живопись

Sotheby's, Нью-Йорк

2021

50,0

–16,7

6

Ejected Driver (2017)

Живопись

Christie's, Нью-Йорк

2020

38,0

52,0

7

Smoke Tint (2017)

Живопись

Phillips, Лондон

2020

25,5

–24,0

8

Untitled (2019)

Графика

Phillips, Нью-Йорк

2020

13,0

160,0

9

Untitled (2019)

Графика

SBI Art Auction, Токио

2021

10,9

109,1

10

Untitled (2018)

Графика

Phillips, Лондон

2020

8,1

50,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Роберта Навы, проданных на аукционных торгах, 2020–2021

Ценовой диапазон

<$10 тыс.

$10–50 тыс.

$50–100 тыс.

$100–500 тыс.

$0,5–1 млн

Объем продаж

$ тыс.

10

15

138

267

130

%

1,79

2,7

24,6

47,7

23,2

шт.

2

2

5

3

1

Роберт Нава и индикатор доверия

Поскольку на момент составления майского и ноябрьского отчетов Confidence Report ArtTactic о художнике толком никто из специалистов не знал, Нава не попал в список 25 наиболее перспективных молодых авторов. Выхода следующего отчета осталось ждать меньше месяца — полагаем, художник будет присутствовать в рейтинге молодых талантов с хорошей краткосрочной (6 мес.) перспективой. В отношении будущего Роберта Навы на ближайшие 10 лет отчет должен высказаться более сдержанно.

Тем временем художнику посвятил полновесный материал Artnet Intelligence Report, вышедший в апреле 2021 года, — этакий альманах ключевых лиц арт-рынка последнего сезона с прицелом на будущее. Учитывая, что другие представленные в отчете персоны (в частности, наследница коллекции китайского искусства и цифровых технологий Карен Леви) пришли на арт-рынок всерьез и надолго, сам факт такого внимания со стороны крупнейшего аналитического портала — серьезный капитал для художника и двигатель его продаж в течение двух-трех сезонов. Дальше нужно будет доказывать арт-состоятельность чем-то другим.

Комментарий AI. Арт-рынок построен на системе ценовых диапазонов, условно измеряемых количеством нулей. Каждый из таких диапазонов соответствует размеру кармана покупателя — который либо начинает доверять искусству все большие суммы, переходя на более высокий уровень, либо остается в пределах своего финансового (не путать со вкусовым!) потолка. А еще в каждом диапазоне должны быть похожие друг на друга художники: не имея возможности приобрести «главного», коллекционеры часто останавливают выбор на доступном. Так, к примеру, работает рынок Джорджа Кондо — он создан для тех, кто копил десятки миллионов на Френсиса Бэкона, да сорвался с дистанции. Не пропадать же деньгам?

Аналогично в каждом диапазоне имеется свой Баския. «Оригинальный» Жан-Мишель давно пересек 10-миллионный рубеж в долларах и даже успел разок заглянуть за отметку в $100 млн. Его подпирает Рашид Джонсон, рисующий черепа на мыльных холстах — которые пока можно купить вдесятеро дешевле. А кто не хочет тратить целый миллион — остановится на Абдулае Диаррасубе, известном как Абудиа: его черепа не хуже «баскиевских», но дешевле, чем у Рашида. При этом коренной бруклинец Абудиа отвергает все обвинения в апроприации: он-де и художественное образование посерьезнее получил, и крепкой галереей Ethan Cohen представлен. Словом, самостоятельная творческая единица. И экономическая, что очень важно.

Если упомянутых выше художников можно справедливо назвать «Баскиями для бедных», то Роберт Нава — это «Баския для начинающих». А еще это — KAWS на бумаге: достаточно сравнить стратегию творчества Роберта Навы и Брайана Доннели с фокусировкой на героях псевдо-комиксов и азиатским рынком. Разве что герои Навы не вымышленные персонажи, а имеют реальные прототипы в культовых комиксах, фильмах и видеоиграх. Азиатский вектор стратегии никуда не делся — работа художника уже успела уйти с японского аукциона SBI Art, а галерея Pace имеет мощнейшие по уровню продаж филиалы в Гонконге и Сеуле. Тем не менее для первой персональной выставки Роберта Навы галереей был выбран недавно открывшийся филиал в Палм-Бич (если кто забыл — пандемия сгруппировала в прибрежном городке Флориды рекордное количество надолго осевших миллионеров). Буквально это означает следующее: для Лондона и Нью-Йорка художник пока не готов, но пусть побудет первым парнем на деревне. А там, после покупок местных коллекционеров, можно будет использовать их статус и для более серьезных шагов.

«За» художника говорит лучшая художественная школа в США (Чикаго) и контракт с топ-галереей (Pace), «против» — достаточно очевидные маркетинговые шаги и комментарии пользователей под январским постом в Instagram. Впрочем и то и другое, как мы знаем, легко конвертируется в деньги. Вопрос только в том, какой из ценовых диапазонов в итоге займет Роберт Нава.

Патриция Семенюк, AI
Денис Белькевич, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210422_Nava.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210422_Nava.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх