Современные художники в кризис: Цзя Айли
История молодого китайского художника, для которого пандемия сделала больше, чем всесильный Гагосян
В середине апреля британский аналитик ArtTactic выпустил материал о молодом авторе, имя которого не фигурировало в известном нашему читателю ArtTactic Confidence Report, но удостоилось полноценного отчета серии NextGen, посвященного авторам следующего поколения.
Встречайте: Цзя Айли (1979) — один из наиболее известных китайских художников нового поколения, рожденного после Культурной революции. Воздерживаясь от размышлений на острополитические темы, волнующие его предшественников, он обращается к европейскому художественному контексту. Через индивидуальную интерпретацию визуального языка западной живописи Айли запечатлевает отчужденность и тревогу, связанные с радикальным пересмотром старых традиций и ценностей в сознании быстро развивающегося китайского общества.
Айли выполняет свои монументальные полотна в приглушенной, темной гамме, которая разбивается всплесками ярких цветов и сияющими всполохами белил. Полуабстрактные пейзажи напоминают мир после некой техногенной катастрофы — фрагментированный, разорванный на части и лишь посредством нескольких деталей возвращающий нас в область фигуративного. Его работы вызывают множество ассоциаций: от искусства новой вещественности, понятой через художников условной «Лейпцигской школы», в первую очередь Нео Рауха, до живописи экспрессионизма и Фрэнсиса Бэкона.
Карьерные вехи Цзя Айли
Цзя Айли родился в городе Даньдуне, в Китае. Он окончил художественную академию Lu Xun Academy of Fine Arts в Шеньяне (2004) и несколько лет работал в ней преподавателем (2005–2007), пока полностью не сосредоточился на карьере художника.
Первая персональная выставка Айли, FortheSilentFriend, прошла еще в 2004 году в стенах академии. В 2006-м он начал сотрудничество с влиятельной китайской галереей Platform China, закрепившееся сольным коммерческим проектом — TheWasteland. В том же году произведения художника были включены в музейные экспозиции в Шанхайском художественном музее и Nanjing Qinghe Art Museum в Нанкине. После участия в 3-й Триеннале в Гуанчжоу (2008) работы художника первый раз были показаны за пределами Азии — на групповой выставке в Галерее Саатчи в Лондоне (2009).
В 2011 году Айли участвовал в параллельной программе 54-й Венецианской биеннале. Вскоре был осуществлен первый самостоятельный институциональный проект художника — SeekerofHope в Сингапурском художественном музее. Айли заметил коллекционер Франсуа Пино, и в 2015 году персональная экспозиция живописца прошла в Палаццо Грасси, одновременно с 56-й Венецианской биеннале. В 2017-м состоялась ретроспектива творчества художника JiaAili в Центре современного искусства в Малаге.
Тогда же, в 2017 году, Айли подписал контракт с Gagosian. Впервые от лица гиганта галерейного мира он участвовал в ярмарке современного искусства ART021 the Shanghai Contemporary Art Fair. В 2019 году состоялась первая персональная выставка художника в пространстве галереи — Combustion. Хотя большую часть времени художник проводит в Китае, он периодически работает в студии в Нью-Йорке.
Работы молодого художника входят в крупнейшие частные коллекции — Франсуа Пино, The Franks-Suss Collection, John Dodelande, DSL Collection и музейное собрание Центра современного искусства в Малаге.
Таблица 1. Наиболее значимые места проведения выставок Цзя Айли, 2004–2020
| Место проведения | Всего выставок | Персональных | Групповых |
|---|---|---|---|
| Институциональные пространства | |||
| Minsheng Art Museum (Пекин) | 2 | - | 2 |
| Saatchi Gallery (Лондон) | 2 | - | 2 |
| Shanghai Art Museum (Шанхай) | 2 | - | 2 |
| National Museum of China (Пекин) | 1 | - | 1 |
| Singapore Art Museum (Сингапур) | 1 | 1 | - |
| Коммерческие пространства | |||
| Platform China (Пекин, Гонконг) | 5 | 1 | 4 |
| Gagosian (Гонконг, Нью-Йорк, Париж, Шанхай)) | 4 | 1 | 3 |
| DoArt Beijing (Пекин) | 2 | 1 | 1 |
| Gaodi Gallery (Пекин) | 2 | - | 2 |
| Massimo De Carlo (Гонконг) | 1 | - | 1 |
Цзя Айли и рынок
Аукционная история художника началась в 2010 году с продажи большеформатной живописи за $206 тыc. на гонконгском Sotheby’s. В следующем сезоне эстафету принял пекинский Poly International, продав одну живописную работу за $263 тыс. Спустя год, в 2012-м на публичных торгах появилось уже 4 работы Айли (все — живопись), а новый ценовой максимум по молотку — $708 тыс. — зафиксировал гонконгский Sotheby’s. На этой же аукционной площадке в 2014-м работа Айли впервые преодолела «миллионную» ценовую планку. В 2016–2018 годах объемы продаж художника резко снизились, прежде всего за счет ухода со вторичного рынка живописных работ (выставлялись только тиражные): так коллекционеры отреагировали на сообщения о скором контракте художника с Ларри Гагосяном. С 2019 года, когда средняя стоимость работ художника на первичном рынке выросла, живопись Цзя Айли снова появились на публичных торгах, аукционная выручка вернулась к прежним показателям, и ожидаемо последовали новые рекорды.
Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $6,77 млн — лучший результат Айли в истории. В том же году была продана и самая дорогая работа — живопись February story — eternity (sea) (2006) ушла с молотка за $2,69 млн на Poly International в Пекине (заметим: на территории материкового Китая, не в Гонконге! — AI.). Среди семи выставленных на торги лотов в минувшем сезоне не оказалось ни одного непроданного. Всего к настоящему моменту на счету Цзя Айли 56 проданных предметов, 80 % из которых — живопись. Согласно собственному рейтингу Artprice, с 2000 по 2020 год художник поднялся в списке самых востребованных на аукционах авторов с 2912-го места на 173-е.
Таблица 2. Самые успешные аукционные продажи работ Цзя Айли, 2010–2021
| № | Название работы (год создания) | Направление искусства | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ млн | Превышение среднего эстимейта, % |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Fivefold Eye (2000) | Скульптура | Christie's, Лондон | 2007 | 1,323 | 519,0 |
| 2 | The Waterfall Series (1996) | Фотография | Sotheby's, Лондон | 2011 | 0,497 | 77,1 |
| 3 | The Waterfall Series (1996) | Фотография | Sotheby's, Нью-Йорк | 2010 | 0,380 | 442,9 |
| 4 | Quadruple Spiral Projection (2004) | Скульптура | Bukowskis, Стокгольм | 2010 | 0,329 | –17,3 |
| 5 | 1m³ light (1999) | Световая инсталляция | Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк | 2009 | 0,300 | –25,0 |
| 6 | The Fault Series (2001) | Фотография | Phillips de Pury & Company, Лондон | 2007 | 0,278 | 133,3 |
| 7 | Colour Experiment No. 72 (2015) | Живопись | Sotheby's, Лондон | 2019 | 0,210 | 95,4 |
| 8 | Color experiment No. 3 (2009) | Живопись | Phillips, Нью-Йорк | 2015 | 0,210 | 68,0 |
| 9 | The River Raft Series (2000) | Фотография | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,200 | 33,3 |
| 10 | The Cave Series, Looking In (1998) | Фотография | Christie's, Нью-Йорк | 2006 | 0,190 | 26,7 |
Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Цзя Айли, проданных на аукционных торгах, 2010–2021
| Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | $0,5–1 млн | $1–5 млн | |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Объем продаж | $ млн | 1,09 | 3,39 | 4,89 | 6,08 | – | 1,32 |
| % | 6,5 | 20,2 | 29,2 | 36,2 | – | 7,9 | |
| шт. | 251 | 142 | 66 | 35 | – | 1 | |
Таблица 4. Динамика продаж Цзя Айли на аукционных торгах, 2013–2021
| Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Объем продаж | $ млн | 774 | 721 | 1,404 | 781 | 578 | 739 | 1,143 | 513 | 18 |
| шт. | 20 | 24 | 36 | 23 | 22 | 26 | 34 | 28 | 6 | |
Цзя Айли и индикатор доверия
Художник не попал в список из 25 молодых авторов, упомянутых отчетом Confidence Report, поэтому для отдельного исследования ArtTactic опросил своих респондентов персонально. Итак, по состоянию на начало 2021 года собеседники британского аналитика — коллекционеры, галеристы и частные дилеры — оценивают краткосрочные перспективы Цзя Айли позитивно: 68 % экспертов верят в рост рынка художника в 2021 году, 32 % опрошенных в отношении молодого китайца высказались негативно. Что интересно — нейтральный прогноз не набрал и 1 %.
Что касается долгосрочных перспектив Айли, то здесь мнения разделились чуть больше: 63 % экспертов позитивно относятся к прогнозам увидеть его активность на рынке через 5 лет. При этом 11 % заняли нейтральную позицию, а 26 % респондентов высказались о будущем негативно. Поддерживает позитивные настроения опрошенных сотрудничество художника с топ-галереей Gagosian, а также локализация рынка китайского искусства в пандемию, что сосредоточило внимание азиатских коллекционеров на молодых местных художниках. Сдерживают чрезмерный оптимизм высокие средние цены на работы Цзя, которые (пока) не поддержаны в должной мере значительным числом институциональных выставок.
Что еще отметили эксперты ArtTactic в отношении художника:
• Галерейная поддержка. Под началом Gagosian Gallery художник работает с 2017 года, за которые получил 4 коммерческие выставки (1 персональную и 3 групповые). Воспользовавшись возобновлением физической активности Китая после снятия карантина, в ноябре 2020 года галерея Gagosian приняла участие в ярмарке Art021 Shanghai, причем посвятила свой ярмарочный павильон целиком творчеству Айли. Цзя — один из трех китайских художников, представляемых галереей: компанию ему составляют Цзэн Фаньчжи (1964) и Хао Лян (1983).
• Институциональная поддержка. 31 музейная экспозиция Айли — это 54 % всех выставок художника с 2004 года. Однако, несмотря на значительное с виду количество, до сих пор Цзя имел лишь три персональные выставки в институциональных пространствах — в музее Сингапура (2012), Teatrino Di Palazzo Gassi (во время 56-й Венецианской биеннале, 2015) и CAC Malaga (2017). На данный момент информации о грядущих музейных проектах с участием художника нет, что отчасти можно объяснить пандемией.
• Медиа-поддержка. В 2020 году в СМИ ощутимо снизилось количество публикаций о художнике. И это — несмотря на активизацию аукционного рынка Цзя Айли. Ослабление внимания профильных арт-изданий эксперты связывают с низким уровнем выставочной деятельности автора, начиная с 2018 года. Однако, учитывая, что пандемия фактически вернула художника (и его рынок) на историческую родину, в ближайшие годы ожидается, что искусствоведы и СМИ материкового Китая развернут динамику этого процесса в положительное русло новыми научными исследованиями и публикациями.
Комментарий AI. Вспоминается детская считалочка: «Жили-были три китайца: Як, Цидрак, Цидрони…». Итак, жили-были три художника в галерее Гагосяна: возрастной адепт «уродливого реализма» Фанчжи, молодой любитель китайской туши Лян — и чуть более старший живописец Айли. Карьерам двоих первых ничто не угрожало: в самом Китае Цзэн Фанчжи почитается одним из патриархов современного искусства, перекинувшим к нему мостик от соцреализма, а Хао Лян, переносящий классическую китайскую живопись тушью в реалии наших дней, идеально вписывается в азиатскую культуру преемственности и почитания традиций. Живопись Цзя Айли не вписывается ни в одну из приведенных концепций: она максимально «западная», поэтому из принимаемых Востоком преимуществ художника остается лишь его происхождение и имя Gagosian.
Впрочем с последним пунктом не все очевидно. В наших прошлых материалах мы говорили, что Ларри Гагосян не особо церемонится с молодыми художниками: чуть сошел с настроений рынка — и ты уже за бортом, даже при подписанном контракте. Респонденты ArtTactic тактично (простите за тавтологию) об этом умолчали, но не забыли и держат волатильность карьеры Айли в уме — чем объясняется отсутствие художника в рейтингах топ-25 прошлого ноября. Нужно отметить, что в значительной степени развитию карьеры Айли способствовал карантин и локализация рынков: китайцы дружно бросились скупать соотечественников внутри страны, не разделяя на «своих» и «испорченных Западом».
Мы видим, как замерли аукционные продажи в момент подписания контракта Айли с Gagosian: коллекционеры отправились на первичный рынок, чтобы успеть купить подешевле, и вывалили массовое предложение на торги двумя годами позже.
На этом рыночная и институциональная дороги художника пока расходятся: рынок предложенное проглотил. А вот попросит ли добавки — будет зависеть от реакции музеев. И отношений с ними самого Гагосяна.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210415_Aili_All.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210415_Aili_All.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


