Современные художники в кризис: Цзя Айли
ARTinvestment.RU   15 апреля 2021

История молодого китайского художника, для которого пандемия сделала больше, чем всесильный Гагосян

В середине апреля британский аналитик ArtTactic выпустил материал о молодом авторе, имя которого не фигурировало в известном нашему читателю ArtTactic Confidence Report, но удостоилось полноценного отчета серии NextGen, посвященного авторам следующего поколения.

Встречайте: Цзя Айли (1979) — один из наиболее известных китайских художников нового поколения, рожденного после Культурной революции. Воздерживаясь от размышлений на острополитические темы, волнующие его предшественников, он обращается к европейскому художественному контексту. Через индивидуальную интерпретацию визуального языка западной живописи Айли запечатлевает отчужденность и тревогу, связанные с радикальным пересмотром старых традиций и ценностей в сознании быстро развивающегося китайского общества.

Айли выполняет свои монументальные полотна в приглушенной, темной гамме, которая разбивается всплесками ярких цветов и сияющими всполохами белил. Полуабстрактные пейзажи напоминают мир после некой техногенной катастрофы — фрагментированный, разорванный на части и лишь посредством нескольких деталей возвращающий нас в область фигуративного. Его работы вызывают множество ассоциаций: от искусства новой вещественности, понятой через художников условной «Лейпцигской школы», в первую очередь Нео Рауха, до живописи экспрессионизма и Фрэнсиса Бэкона.

Карьерные вехи Цзя Айли

Цзя Айли родился в городе Даньдуне, в Китае. Он окончил художественную академию Lu Xun Academy of Fine Arts в Шеньяне (2004) и несколько лет работал в ней преподавателем (2005–2007), пока полностью не сосредоточился на карьере художника.

Первая персональная выставка Айли, FortheSilentFriend, прошла еще в 2004 году в стенах академии. В 2006-м он начал сотрудничество с влиятельной китайской галереей Platform China, закрепившееся сольным коммерческим проектом — TheWasteland. В том же году произведения художника были включены в музейные экспозиции в Шанхайском художественном музее и Nanjing Qinghe Art Museum в Нанкине. После участия в 3-й Триеннале в Гуанчжоу (2008) работы художника первый раз были показаны за пределами Азии — на групповой выставке в Галерее Саатчи в Лондоне (2009).

В 2011 году Айли участвовал в параллельной программе 54-й Венецианской биеннале. Вскоре был осуществлен первый самостоятельный институциональный проект художника — SeekerofHope в Сингапурском художественном музее. Айли заметил коллекционер Франсуа Пино, и в 2015 году персональная экспозиция живописца прошла в Палаццо Грасси, одновременно с 56-й Венецианской биеннале. В 2017-м состоялась ретроспектива творчества художника JiaAili в Центре современного искусства в Малаге.

Тогда же, в 2017 году, Айли подписал контракт с Gagosian. Впервые от лица гиганта галерейного мира он участвовал в ярмарке современного искусства ART021 the Shanghai Contemporary Art Fair. В 2019 году состоялась первая персональная выставка художника в пространстве галереи — Combustion. Хотя большую часть времени художник проводит в Китае, он периодически работает в студии в Нью-Йорке.

Работы молодого художника входят в крупнейшие частные коллекции — Франсуа Пино, The Franks-Suss Collection, John Dodelande, DSL Collection и музейное собрание Центра современного искусства в Малаге.

Таблица 1. Наиболее значимые места проведения выставок Цзя Айли, 2004–2020

Место проведения Всего выставок Персональных Групповых
Институциональные пространства
Minsheng Art Museum (Пекин) 2 - 2
Saatchi Gallery (Лондон) 2 - 2
Shanghai Art Museum (Шанхай) 2 - 2
National Museum of China (Пекин) 1 - 1
Singapore Art Museum (Сингапур) 1 1 -
Коммерческие пространства
Platform China (Пекин, Гонконг) 5 1 4
Gagosian (Гонконг, Нью-Йорк, Париж, Шанхай)) 4 1 3
DoArt Beijing (Пекин) 2 1 1
Gaodi Gallery (Пекин) 2 - 2
Massimo De Carlo (Гонконг) 1 - 1

Цзя Айли и рынок

Аукционная история художника началась в 2010 году с продажи большеформатной живописи за $206 тыc. на гонконгском Sotheby’s. В следующем сезоне эстафету принял пекинский Poly International, продав одну живописную работу за $263 тыс. Спустя год, в 2012-м на публичных торгах появилось уже 4 работы Айли (все — живопись), а новый ценовой максимум по молотку  — $708 тыс. — зафиксировал гонконгский Sotheby’s. На этой же аукционной площадке в 2014-м работа Айли впервые преодолела «миллионную» ценовую планку. В 2016–2018 годах объемы продаж художника резко снизились, прежде всего за счет ухода со вторичного рынка живописных работ (выставлялись только тиражные): так коллекционеры отреагировали на сообщения о скором контракте художника с Ларри Гагосяном. С 2019 года, когда средняя стоимость работ художника на первичном рынке выросла, живопись Цзя Айли снова появились на публичных торгах, аукционная выручка вернулась к прежним показателям, и ожидаемо последовали новые рекорды.

Капитализация художника на публичном рынке в 2020 году составила $6,77 млн — лучший результат Айли в истории. В том же году была продана и самая дорогая работа — живопись February story — eternity (sea) (2006) ушла с молотка за $2,69 млн на Poly International в Пекине (заметим: на территории материкового Китая, не в Гонконге! — AI.). Среди семи выставленных на торги лотов в минувшем сезоне не оказалось ни одного непроданного. Всего к настоящему моменту на счету Цзя Айли 56 проданных предметов, 80 % из которых — живопись. Согласно собственному рейтингу Artprice, с 2000 по 2020 год художник поднялся в списке самых востребованных на аукционах авторов с 2912-го места на 173-е.

Таблица 2. Самые успешные аукционные продажи работ Цзя Айли, 2010–2021

Название работы  (год создания) Направление искусства Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ млн Превышение среднего эстимейта, %
1 Fivefold Eye (2000) Скульптура Christie's, Лондон 2007 1,323 519,0
2 The Waterfall Series (1996) Фотография Sotheby's, Лондон 2011 0,497 77,1
3 The Waterfall Series (1996) Фотография Sotheby's, Нью-Йорк 2010 0,380 442,9
4 Quadruple Spiral Projection (2004) Скульптура Bukowskis, Стокгольм 2010 0,329 –17,3
5 1m³ light (1999) Световая инсталляция Phillips de Pury & Company, Нью-Йорк 2009 0,300 –25,0
6 The Fault Series (2001) Фотография Phillips de Pury & Company, Лондон 2007 0,278 133,3
7 Colour Experiment No. 72 (2015) Живопись Sotheby's, Лондон 2019 0,210 95,4
8 Color experiment No. 3 (2009) Живопись Phillips, Нью-Йорк 2015 0,210 68,0
9 The River Raft Series (2000) Фотография Christie's, Нью-Йорк 2006 0,200 33,3
10 The Cave Series, Looking In (1998) Фотография Christie's, Нью-Йорк 2006 0,190 26,7

Таблица 3. Ценовые диапазоны работ Цзя Айли, проданных на аукционных торгах, 2010–2021

Ценовой диапазон <$10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн
Объем продаж $ млн 1,09 3,39 4,89 6,08 1,32
% 6,5 20,2 29,2 36,2 7,9
шт. 251 142 66 35 1

Таблица 4. Динамика продаж Цзя Айли на аукционных торгах, 2013–2021

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Объем продаж $ млн 774 721 1,404 781 578 739 1,143 513 18
шт. 20 24 36 23 22 26 34 28 6

Цзя Айли и индикатор доверия

Художник не попал в список из 25 молодых авторов, упомянутых отчетом Confidence Report, поэтому для отдельного исследования ArtTactic опросил своих респондентов персонально. Итак, по состоянию на начало 2021 года собеседники британского аналитика — коллекционеры, галеристы и частные дилеры — оценивают краткосрочные перспективы Цзя Айли позитивно: 68 % экспертов верят в рост рынка художника в 2021 году, 32 % опрошенных в отношении молодого китайца высказались негативно. Что интересно — нейтральный прогноз не набрал и 1 %.

Что касается долгосрочных перспектив Айли, то здесь мнения разделились чуть больше: 63 % экспертов позитивно относятся к прогнозам увидеть его активность на рынке через 5 лет. При этом 11 % заняли нейтральную позицию, а 26 % респондентов высказались о будущем негативно. Поддерживает позитивные настроения опрошенных сотрудничество художника с топ-галереей Gagosian, а также локализация рынка китайского искусства в пандемию, что сосредоточило внимание азиатских коллекционеров на молодых местных художниках. Сдерживают чрезмерный оптимизм высокие средние цены на работы Цзя, которые (пока) не поддержаны в должной мере значительным числом институциональных выставок.

Что еще отметили эксперты ArtTactic в отношении художника:

Галерейная поддержка. Под началом Gagosian Gallery художник работает с 2017 года, за которые получил 4 коммерческие выставки (1 персональную и 3 групповые). Воспользовавшись возобновлением физической активности Китая после снятия карантина, в ноябре 2020 года галерея Gagosian приняла участие в ярмарке Art021 Shanghai, причем посвятила свой ярмарочный павильон целиком творчеству Айли. Цзя — один из трех китайских художников, представляемых галереей: компанию ему составляют Цзэн Фаньчжи (1964) и Хао Лян (1983).

Институциональная поддержка. 31 музейная экспозиция Айли — это 54 % всех выставок художника с 2004 года. Однако, несмотря на значительное с виду количество, до сих пор Цзя имел лишь три персональные выставки в институциональных пространствах — в музее Сингапура (2012), Teatrino Di Palazzo Gassi (во время 56-й Венецианской биеннале, 2015) и CAC Malaga (2017). На данный момент информации о грядущих музейных проектах с участием художника нет, что отчасти можно объяснить пандемией.

• Медиа-поддержка. В 2020 году в СМИ ощутимо снизилось количество публикаций о художнике. И это — несмотря на активизацию аукционного рынка Цзя Айли. Ослабление внимания профильных арт-изданий эксперты связывают с низким уровнем выставочной деятельности автора, начиная с 2018 года. Однако, учитывая, что пандемия фактически вернула художника (и его рынок) на историческую родину, в ближайшие годы ожидается, что искусствоведы и СМИ материкового Китая развернут динамику этого процесса в положительное русло новыми научными исследованиями и публикациями.

Комментарий AI. Вспоминается детская считалочка: «Жили-были три китайца: Як, Цидрак, Цидрони…». Итак, жили-были три художника в галерее Гагосяна: возрастной адепт «уродливого реализма» Фанчжи, молодой любитель китайской туши Лян — и чуть более старший живописец Айли. Карьерам двоих первых ничто не угрожало: в самом Китае Цзэн Фанчжи почитается одним из патриархов современного искусства, перекинувшим к нему мостик от соцреализма, а Хао Лян, переносящий классическую китайскую живопись тушью в реалии наших дней, идеально вписывается в азиатскую культуру преемственности и почитания традиций. Живопись Цзя Айли не вписывается ни в одну из приведенных концепций: она максимально «западная», поэтому из принимаемых Востоком преимуществ художника остается лишь его происхождение и имя Gagosian.

Впрочем с последним пунктом не все очевидно. В наших прошлых материалах мы говорили, что Ларри Гагосян не особо церемонится с молодыми художниками: чуть сошел с настроений рынка — и ты уже за бортом, даже при подписанном контракте. Респонденты ArtTactic тактично (простите за тавтологию) об этом умолчали, но не забыли и держат волатильность карьеры Айли в уме — чем объясняется отсутствие художника в рейтингах топ-25 прошлого ноября. Нужно отметить, что в значительной степени развитию карьеры Айли способствовал карантин и локализация рынков: китайцы дружно бросились скупать соотечественников внутри страны, не разделяя на «своих» и «испорченных Западом».

Мы видим, как замерли аукционные продажи в момент подписания контракта Айли с Gagosian: коллекционеры отправились на первичный рынок, чтобы успеть купить подешевле, и вывалили массовое предложение на торги двумя годами позже.

На этом рыночная и институциональная дороги художника пока расходятся: рынок предложенное проглотил. А вот попросит ли добавки — будет зависеть от реакции музеев. И отношений с ними самого Гагосяна.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210415_Aili_All.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210415_Aili_All.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
  • 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
  • 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
  • 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
  • 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх