Современные художники в кризис: Дэвид Хокни
ARTinvestment.RU   14 января 2021

История художника, собравшего почти все британские награды — кроме самой главной для арт-рынка

В новом сезоне AI продолжает рассказывать о признанных и молодых художниках рынка современного искусства. Сегодняшний автор по итогам 2020 года стал рекордсменом сразу в нескольких рыночных номинациях — в частности, дважды обновлял рекорд самого дорогого художника сезона. Но, пожалуй, наибольшая его заслуга-2020 состоит в том, что во время карантина он остался на связи с миром искусства, еженедельно радуя нас новыми изображениями своего сада — пусть и цифровыми, созданными с помощью iPad.

Встречайте: Дэвид Хокни — самый влиятельный британский художник всех времен, наиболее известный своими легендарными работами с бассейнами и двойными портретами семьи и друзей. Творческая практика художника разворачивается во множестве направлений, среди которых фотография, видео-арт и сценография, но предпочтение он отдает живописи и графике. Фигуративная живопись Хокни во многом построена на интерпретации визуального поля истории картин и использует изобразительные принципы искусства старых мастеров, кубизма и американской живописи XX века. Художника часто ассоциируют с поп-артом, однако в отличие от большинства мастеров этого течения Хокни редко использует образы из массовой культуры и рекламы — в его произведениях обычно преобладает личный сюжет.

Дэвид Хокни (David Hockney) родился в 1937 году в Брэдфорде (Уэст-Йоркшир, Англия). В 16 лет юноша, который видел себя художником с самого детства, начал посещать школу искусств в Bradford College. В 1959-м он поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне. Его преподавателями были, среди прочих, Роджер де Грей и Чери Ричардс, он учился в одно время и дружил с Роном Б. Китаем, Алленом Джонсом и Питером Блейком, вскоре ставшими заметными фигурами английского поп-арта.

Как и упомянутые выше живописцы, в начале 1960-х годов Хокни оказался под заметным влиянием американского импрессионизма. Кроме того, большое впечатление на него произвела и выставка Пабло Пикассо в Галерее Тейт (1960). Важной отличительной чертой круга молодых художников, в который входил Хокни, было заимствование из современной визуальной культуры нехудожественных элементов — например, ярких цветов, образов из массовой продукции и рекламы, рукописного текста. Критики восприняли с энтузиазмом новое молодежное течение, дав ему название «поп-арт» (сам Хокни, кстати, никогда не ассоциировал себя с этим направлением), но преподаватели зачастую относились к экспериментам учеников гораздо более холодно. Студенты пригласили в колледж художника Ричарда Гамильтона, первопроходца поп-арта, который стал для них глотком свежего воздуха в душной атмосфере консервативного заведения и защитил молодое искусство перед преподавательским составом. Именно по его рекомендации Хокни и Р. Б. Китаю были присуждены академические награды.

В 1961 году Хокни принял участие в знаковой выставке Young Contemporaries в RBA Galleries в Лондоне. Экспозиция широко освещалась в прессе и привлекла внимание художественного сообщества к творчеству целого ряда молодых художников. В колледж хлынул поток посетителей, которые увлеченно наблюдали за тем, как работал Хокни. Тогда же живописец познакомился с коллекционером Джоном Касмином, который приобрел картину Doll Boy (1960). Тогда Хокни много работал в гравюре и в том же 1960 году получил Guinness Award за свои графические произведения. На призовые деньги художник впервые посетил Нью-Йорк. Первой остановкой на его пути был Музей современного искусства, где он познакомился с куратором Уильямом С. Либерманом. Графика художника произвела на Либермана огромное впечатление, и он приобрел по одной работе из каждой увиденной серии Хокни.

На последнем году учебы (1962) Хокни отказался выполнить обязательную часть аттестационного экзамена — писать женскую модель с натуры. Вместо этого он представил ироничную Life Painting for a Diploma, отсылающую к обложкам популярных в Америке в 1940–60-е годы бифкейк-журналов. Для бунтовщика было сделано исключение, и он завершил обучение с золотой медалью.

Первая персональная выставка Хокни прошла в 1963 году в галерее Джона Касмина Kasmin Limited в Лондоне (окончив колледж, живописец заключил договор с коллекционером сроком на три года). В 1964 году художник впервые посетил Лос-Анджелес и быстро влился в местную арт-среду. Последующие несколько лет он активно путешествовал по США и Европе, ездил в Бейрут, хотя жил преимущественно в Калифорнии, преподавая в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и Беркли.

Хокни был очарован природой Западного побережья США. Ее яркие краски, обилие света и беззаботный калифорнийский образ жизни запечатлелись на фотографиях, выполненных фотоаппаратом мгновенных снимков Polaroid, и в картинах. Именно на основе этих впечатлений родилась серия с бассейнами, в том числе работа «Большой всплеск» (A Bigger Splash, 1967), название которой легло в основу биографического фильма о художнике, снятого Джеком Хазаном в 1974 году. В Калифорнии живописец начал писать первые двойные портреты.

В 1968 году художник вернулся в Лондон, а в 1970-м в Whitechapel Gallery прошла большая ретроспектива — своего рода итог первого значимого этапа карьеры художника; выставка имела успех и была показана в ряде европейских стран. В 1972-м Хокни написал «Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами». В 2018-м эта работа, проданная на Christie's за $90,3 млн, на год обеспечила Хокни первое место в рейтинге самых дорогих ныне живущих художников (в 2019 году рекорд был побит скульптурой «Кролик» Джеффа Кунса).

Англичанин по рождению и подданству, большую часть жизни проведший в США, широкую международную известность Хокни получил… в Париже, где прожил около трех лет (1973–1975) и провел громкую ретроспективу в Музее декоративного искусства в Лувре (1974). В 1976-м опубликовал автобиографию, а в 1978-м вернулся в Калифорнию, в Лос-Анджелес, где работал более 20 последующих лет, принимая участие в бесчисленном количестве экспозиций по всему миру. Около 1978 года Хокни нашел неисчерпаемый источник вдохновения в творчестве Ван Гога, и постепенно диалог с живописью постимпрессионизма, с ее теорией света, цвета и пространственной композиции, прочно связанными с нюансами оптики, занял центральное место в его творческой практике.

В 2001 году, опубликовав книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters), Хокни предстал художественному миру в новой ипостаси — как теоретик и историк искусства. Он выдвинул гипотезу о том, что прогресс в реалистичности изображения, достигнутый западноевропейскими живописцами в начале эпохи Возрождения, стал результатом использования оптических инструментов — камеры-обскуры, камеры-люциды и сферических зеркал. Хокни продолжил размышления на тему теории и истории искусства в книге «История картин: от пещеры до компьютерного экрана» (Pictures: From the Cave to the Computer Screen, 2016), написанной в жанре неформальной беседы живописца и критика Мартина Гейфорда.

В 2004 году художник переехал в Бридлингтон, Йоркшир, где на целое десятилетие погрузился в изображение местных пейзажей. В целом 2000-е годы оказались крайне плодотворными для него, а в конце десятилетия он начал создавать картины на iPhone и iPad. В 2011 году Хокни отверг предложение написать портрет Елизаветы II, сославшись на сильную занятость. Тем не менее в 2012 художник был представлен к Ордену Заслуг, а его выставка, включавшая в том числе последние работы на iPad, прошла в Королевской академии художеств. И все же Хокни отдал дань уважения королеве: в 2018 году витраж «Окно Королевы», посвященный правлению Елизаветы II, был установлен в Вестминстерском аббатстве.

С 2019 года Хокни живет в Нормандии. Здесь он провел всю пандемию, полностью отдавшись написанию пейзажей маслом на холсте и пальцем — на сенсорном экране iPad. В марте 2020 года Музей современного искусства «Луизиана» опубликовал ободряющее послание художника находящимся в самоизоляции — работу «Помните, что нельзя отменить весну».

В феврале — июне 2020 года огромная выставка работ Хокни, David Hockney: Drawing from Life, состоялась в залах Национальной портретной галереи в Лондоне. А совсем недавно, в декабре прошлого года, художник создал на iPad портрет Бетховена для сборника лучших произведений композитора по версии Apple Music, выпуск которого был приурочен к 250-летию композитора.

Всего, по данным Artfacts, к началу 2021 года художник принял участие в 324 персональных, 938 групповых выставках, а также как минимум в 15 биеннале (включая основной павильон 46-й Венецианской биеннале 1995 года). Работы Дэвида Хокни находятся в собраниях Галереи Тейт и Королевской академии художеств в Лондоне, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Музея Людвига в Кёльне, Центра Помпиду в Париже, Музея современного искусства Луизианы в Хумлебеке, Музея современного искусства в Токио (MOT) и более 100 других музеев по всему миру. Основная галерея, представляющая художника более 35 лет, — американская Richard Gray Gallery, в то время как самым статусным из дилеров Хокни является британская Pace Gallery.

Дэвид Хокни в цифрах

В далекие времена (вы не поверите!) молодой художник не бежал со своей картиной на аукцион, едва на ней высыхала краска, а терпеливо дожидался, пока за него это сделают коллекционеры, купившие работу ранее. По этой же причине аукционная история Дэвида Хокни началась не в середине 1960-х, а лишь в 1983 году — с одной непроданной работы на нью-йоркском Christie’s. Как оказалось, это было лишь первым подходом к рынку: в следующем, 1984-м году работы художника были выведены на публичные торги целых 18 раз, а самая дорогая — большеформатная живопись Seated woman drinking tea, being served by standing companion (1963) — была продана за $200 тыс. по молотку (около $510 тыс. по нынешним ценам). Что важно отметить: на аукционных торгах с самых первых сезонов стала появляться не только живопись, но и другие виды искусства художника — рисунок, фотография и тиражная продукция. Цены на них, в свою очередь, реагировали на результаты продаж живописных работ (как самого дорогого формата) и также росли, «поддерживая» рынок художника снизу.

Тем не менее в период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Дэвид Хокни аукционной персоной первой величины не стал: за указанную пятилетку объем его публичных продаж составил «всего» $38,4 млн, а самой дорогой публичной продажей тех лет стала сделка с живописью The Splash (1966), проданной за $4,8 млн на лондонском Sotheby’s. Для примера: за тот же период объем продаж другого британского художника, Дэмиена Херста, составил $357 млн. Возможно, поэтому кризис 2008 года на рынок художника практически не повлиял — наоборот, на втором году рецессии, в 2009-м, его аукционный рекорд за одну работу поднялся до $7 млн. Следующие 10 лет рынок художника провел довольно незаметно — а в 2018-м на нью-йоркском Christie’s живопись Хокни Portrait of an Artist (Pool with Two Figures) ушла с наивысшим на сегодняшний день результатом — за $80,0 млн по молотку ($90,3 с учетом комиссии покупателя). Ровно столько же составлял и нижний эстимейт лота — по признанию Christie’s, отпугнувший не только многих покупателей, но и третьих лиц, которые потенциально могли бы выступить гарантами сделки. Однако таковым было желание владельца — британского миллиардера Джо Льюиса, известного своими громкими арт-приобретениями и не менее громкими продажами.

После сверхуспешного 2018 года (объем продаж, включая рекордную цену, составил $179,3 млн) рынок Хокни удерживается на высоком уровне — без обновления рекордов, но с хорошими показателями. Капитализация художника в 2020 году составила $113,7 млн — что является вторым результатом Хокни в истории. Кроме того, доля непроданных лотов прошлого сезона — 12,3 % — второй снизу показатель с 2007 года (в среднем с 2008 по 2019 год при своих оставались 22 % всех аукционных лотов). Дэвид Хокни также установил несколько рыночных рекордов 2020 года: стал ведущим современным художником по объему продаж на крупнейших аукционах (Sotheby’s, Christie’s, Phillips) — $71,8 млн, лидером по стоимости лотов, гарантированных третьими лицами на торгах этих же аукционных домов — $90,8 млн, а также дважды (в первом и втором полугодии) становился самым дорогим современным художником (см. №№ 4 и 3 таблицы 1

Всего к настоящему моменту на счету Дэвида Хокни 10 044 проданных лота, 83 % из которых составляет тиражная продукция. Согласно Artprice, с 2000 по 2020 год индекс средних цен Хокни вырос на 145 % — а в «пиковый» сезон 2018 года повышался на 235 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Дэвида Хокни, 2000–2020

Название работы
 (год создания)
Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ млн Превышение среднего эстимейта, %
1 Portrait of an Artist (Pool with Two Figures, 1972) Christie's, Нью-Йорк 2018 80,00 нет данных
2 Henry Geldzahler and Christopher Scott (1969) Christie's, Лондон 2019 43,43 нет данных
3 Nichols Canyon (1980) Phillips, Нью-Йорк 2020 35,50 нет данных
4 The Splash (1966) Sotheby's, Лондон 2020 27,19 –16,0
5 Sur la Terrasse (1971) Christie's, Нью-Йорк 2019 25,75 –26,4
6 Pacific Coast Highway and Santa Monica (1990) Sotheby's, Нью-Йорк 2018 25,00 0,0
7 Portrait of Sir David Webster (1971) Christie's, Лондон 2020 14,41 –24,1
8 Double East Yorkshire (1998) Sotheby's, Лондон 2018 12,97 –21,6
9 30 Sunflowers (1996) Sotheby's, Гонконг 2020 12,77 нет данных
10 Montcalm Interior with 2 Dogs (1988) Sotheby's, Нью-Йорк 2018 11,00 +4,8

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Дэвида Хокни, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон <$10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн >$5 млн
Объем продаж $ млн 14,26 33,33 12,63 26,91 24,59 133,86 368,96
% 2,32 5,4 2,1 4,4 4,0 21,8 60,0
шт. 4 685 1 496 190 123 36 52 21

Таблица 3. Динамика продаж Дэвида Хокни на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж $ млн 17,53 10,03 15,21 34,71 36,46 179,29 111,93 113,62
шт. 336 316 358 329 455 506 497 460

Дэвид Хокни и индикатор доверия

Мы намеренно оставили название подраздела, чтобы усилить эффект от осознания следующего факта: за годы проведения опроса ArtTactic 300 ведущих коллекционеров и продавцов искусства Дэвид Хокни ни разу не попадал в рейтинг доверия современным художникам. Причины этого невероятного факта попробуем разобрать ниже.

Комментарий AI: попробуем перестроить предыдущую фразу: кавалер Ордена Заслуг (Order of Merit, Великобритания), обладатель Медали прогресса Королевского фотографического общества (Великобритания), лауреат Императорской премии (Япония) и десятка других международных званий и наград Дэвид Хокни — ни разу не попадал в рейтинг доверия ведущего британского аналитического ресурса. На наш взгляд, причин тому — несколько, и по степени влияния на карьеру художника они находятся примерно на одном уровне.

Неуживчивость характера. Еще в студенческие времена Хокни встал в позу, не желая писать дипломную работу на заданную тему (женская обнаженная натура) к окончанию Королевского колледжа искусств. Созданная взамен живопись с прямолинейным названием «Дипломная работа» — холст-манифест c обнаженной мужской фигурой — едва не стоила студенту отчисления. В 1990 году Хокни отказался от пожалованного ему рыцарского титула — пусть и не первым среди подданных Великобритании, но «ренегатам от искусства» такие вольности не прощаются. К слову, сам художник никогда после этого не представлял национальный павильон на Венецианской биеннале и лишь раз становился участником главного проекта (1995), курируемого французом Жаном Клером.

Верность одной галерее. Принципиальность Хокни повлияла и на его многолетний союз с чикагской галереей Richard Gray — скажем прямо, не самой влиятельной ни на рынке США, ни на мировом поле. С начала 2010-х художник стал регулярно выставляться в Pace — но все равно в сделках участвовала Richard Gray, что не могло нравиться ни топ-галерее Pace, ни ее коллекционерам. Вполне вероятно, что многолетнее «сдерживание» Хокни от покорения вершины арт-рынка связано именно с воспитательным моментом — будто рынок не знал, с кем имеет дело, и что могучий дед ему не уступит. С некоммерческими галереями все куда проще: так, на выставку Хокни в Британской галерее Тейт (не путать с ее филиалом Тейт Модерн!) 20 тысяч билетов были распроданы еще до открытия, чего ни до, ни после не случалось.

Возраст и национальность. Объединим эти причины в одну исходя из следующих соображений: в то время когда британец (избравший местом проживания и работы Калифорнию, что само по себе создавало конкуренцию с местными творцами) создавал свою самую известную серию, Жану-Мишелю Баскии было 12 лет. Другими словами, до начала активизации рынка современного искусства в середине 2000-х аукционный рынок относил Дэвида Хокни к поколению художников поп-арта (тем более что именно с этого направления художник и начинал американскую экспансию) — и торговал его работами среди соответствующих имен и поколений коллекционеров. Но когда пришло время разделения искусства на «послевоенное» и «актуальное» — на первый план среди не-американцев выскочили Young British Artists во главе с Дэмиеном Херстом. А Хокни, к тому времени как раз вернувшийся на историческую родину, на сверхскоростной современный поезд не попал. По этой же причине в первые дни после рекордной продажи 2018 года за $90,8 млн СМИ называли его Living Artist — т. е. ныне живущим художником, и лишь спустя время — современным.

Кстати сказать, тому рекордному аукционному прецеденту предшествовало недоумение со стороны самого Джоша Байера — основателя агентства арт-слухов Baer Faxt. Перед самыми торгами в своем еженедельном бюллетене Байер «доверительно сообщил», что владелец работы лично установил высоченный 80-миллионный эстимейт, чтобы «проверить реакцию рынка». Удивление обозревателя было вызвано тем, что на момент совершения сделки самый высокий аукционный результат художника был на уровне $10,7 млн. Как видим, «реакции рынка» хватило Хокни на три года вперед. И пусть даже Джефф Кунс (читай: Ларри Гагосян) спустя полгода элегантно превзошел рекорд британца ($91,1 млн), словно показав, кто в доме современного искусства хозяин, мы все равно любим Дэвида Хокни больше. За неуступчивость, за неуживчивость, за неподвластную времени способность радоваться жизни — что у бассейна в солнечной Калифорнии 1970-х, что из окна дома в Нормандии во время карантина 2020-го.

Возможно, Дэвид Хокни скоро появится в «официальных» рейтингах современных художников, а возможно, и нет — но все равно будет незримо помогать рынку, как в случае с Phillips, обеспечив своей продажей рекордный результат сборов за один вечер в истории аукционного дома (ноябрь 2020). Но пока одна часть арт-рынка считает количество созданных художником «калифорнийских» работ, умножая на коэффициент возраста Хокни и индексы представляющих его дилеров, другую его часть будут отвлекать от карантина цифровые работы художника, созданные его пальцем на экране iPad.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210114_david_hockney.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210114_david_hockney.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх