Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.

Ценообразование современного искусства. Часть 2
ARTinvestment.RU   14 июля 2020

Анна Липская — о том, как современные художники могут влиять на стоимость своего искусства

В первой части статьи мы рассказали об основных маркерах прошедшего десятилетия рынка — феминизме, феномене художника-бренда и ускорении творческой карьеры. Сегодня мы поговорим о том, какие факторы влияют на ценообразование при развитии карьеры современного художника.

Принято считать, что участники рынка разбираются в оценке искусства. Однако даже в этом тесном кругу далеко не все с уверенностью могут сказать точно, как складывается цена на художественный предмет. Аукционные дома, галереи и оценочные компании неохотно обсуждают истинные факторы, которые повлияли на финальную стоимость той или иной работы. И в итоге, не зная всех тонкостей оценочной практики, сложно понять, каким образом цены двух внешне очень похожих работ могут существенно различаться.

В такой ситуации особенно уязвимыми оказываются художники. Как известно, одним из критериев оценки карьеры художника является то, как продаются его работы и что происходит с их стоимостью. Динамика на рынке необходима для укрепления репутации художника, при этом создать ее искусственно не получится. Здесь решающим фактором является именно спрос на работы, а только затем — рост стоимости. Ошибочно думать, что, искусственно поднимая цены на свои работы, автор становится более востребованным. Нет: именно рост интереса к художнику и его творчеству со стороны участников рынка в итоге приведет к увеличению стоимости работ.

Традиционно многие художники полагаются на усилия галереи и ждут результата, не вникая в то, как их творчество может быть воспринято публикой. В случае если галерея действительно имеет достаточно опыта и ресурсов, у художника есть шанс прорыва. Однако это не единственный путь, и, понимая, как складывается стоимость на предметы искусства, у художников есть шанс напрямую повлиять на развитие своего рынка.

Для начала вспомним о факторах, которые влияют на итоговую оценку работ.

Первым фактором является аутентичность, или подлинность, работы, ее авторство. Имя художника автоматически отражает ценовой сегмент, на который стоит ориентироваться, начиная процесс оценки той или иной работы.

Второй фактор, в который входит широкая группа элементов, влияющих на стоимость, — это внешние качества работы. Важно знать материалы, технику и размер работы — на эти данные, как правило, опирается оценка работ начинающих художников. По мере укрепления рынка художника мы начинаем обращать внимание на множество других критериев, таких как предмет изображения, цветовая гамма, качество работы. Эти опорные точки помогают выделить более значимые и интересные работы, которые соответственно будут оценены выше.

Третий этап оценки предмета искусства посвящен анализу, который требует глубоких знаний о художнике и его творчестве. Здесь требуется обратить внимание на год, в который была создана работа, и уровень художника в период работы над произведением. Если речь идет о современных художниках, то внимание обращается на историю и уникальность работы. Необходимо учесть редкость работы и ее значимость в пределах всего творчества художника.

Финальным этапом анализа стоимости работы является изучение показателей художника на рынке в настоящее время. Институциональный интерес к художнику и регулярные успешные продажи на аукционе — два сигнала высокой стоимости. Важно помнить, что именно текущие результаты помогут определить стоимость, именно поэтому необходимо контролировать рынок непрерывно.

Становиться понятно, что среди множества факторов, влияющих на стоимость работ, присутствуют элементы, которые полностью зависят от усилий самих художников. Каждый художник может самостоятельно проанализировать свое творчество, задав себе следующие вопросы:

• В чем моя ценность?

• Как об этом узнает аудитория?

Эти два вопроса не случайны, они основаны на принципе, которые сформулировал американский экономист Питер Друкер. По его словам, для достижения результата необходимо обратить внимание на две функции — инновации и маркетинг. Удивительно, насколько точно этот принцип отражает ситуацию на рынке искусства. Если изучить самых известных и успешных мировых художников сегодня, мы видим, насколько важными оказались именно эти два рычага. Рассмотрим их подробнее и выясним, как начинающие художники могут применить эту простую на первый взгляд истину для творческого роста и укрепления рыночных показателей.

Несомненно, каждый художник, достигший успеха на сегодняшнем рынке, уникален. Тут важно заметить, что уникальность не обязательно должна быть абсолютна: даже маленькое отличие от коллег уже может стать выгодным преимуществом. Существует два классических варианта построения художественной уникальности — на базе собственной личности, то есть формирование бренда, или через искусство. Современным художникам удается совмещать эти варианты, и со временем становится сложно сказать, что играет главную роль в успехе их рынка.

Если мы говорим о начинающих художниках, которые находятся в поиске своей уникальности, то важно определиться, что можно взять за основу и над чем стоит работать. Начать стоит с собственных возможностей и понять, какие отличительные творческие навыки уже имеются, что необходимо улучшить, а чему научиться. Здесь требуется полная честность перед собой, трезвая оценка и готовность к упорной и долгой работе.

Далее стоит перейти к искусству, над которым работает художник. Оно должно быть интересно, узнаваемо, влиятельно. Тут можно задать следующие вопросы: какие идеи несет творчество, понятны ли они через созданные работы, насколько качественно выражены? Честные ответы помогут определить, действительно ли искусство имеет потенциал или стоит продолжать работать над новыми идеями, форматами.

Сформировав прочную базу уникальности, требуется заняться продвижением. Для достижения успеха необходимо донести ценность личности художника и его работ до окружающего мира. Способность интерпретировать и описать свое искусство — ключевое преимущество для художника. Ясный и сильный голос вызывает интерес публики и отклик коллекционеров.

Конечно, регулярная выставочная деятельность на правильных площадках всегда являлась важным аспектом коммерческого успеха художника. Чем чаще он участвует в групповых и индивидуальных показах, тем быстрее растет его известность и выше репутация. Живое общение с коллекционерами и знакомства в мире искусства также имеют большой вес в собственном продвижении. Не стоит пренебрегать и классическими онлайн-каналами, с помощью которых куратор или коллекционер может познакомиться с творчеством художника. Где публика может увидеть творчество художника? Художник, не имеющий качественного вебсайта, уже находится в невыгодном положении и теряет потенциальные возможности. Социальные сети также играют важную маркетинговую роль в современных реалиях. В частности, Инстаграм сегодня может стать основным информационным источником о художнике, его работах. По возможности стоит инвестировать время и средства в каналы продвижения, которые помогают художнику донести собственные идеи и укрепить интерес публики.

Таким образом, можно проанализировать свое творчество и понять, какие моменты следует доработать или развить. Не стоит ожидать быстрого роста, а скорее, нужно нацелиться на долгий и упорный труд. Истинная ценность всегда находит отклик у единомышленников, поэтому основная задача художника — осознать и показать ее миру.

В следующем материале мы расскажем о том, как молодому коллекционеру начать подготовку к формированию своего собрания с нуля, одновременно совершенствуя собственные знания о ценообразовании на рынке искусства.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200714_pricing_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200714_pricing_2.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх