Ценообразование современного искусства. Часть 1
ARTinvestment.RU   09 июня 2020

Феминизм, художники-бренды и ускорение творческой карьеры — основные маркеры прошедшего десятилетия рынка

В мае 2020 AI провел вебинар «Ценообразование и оценка предметов искусства», прошедший в атмосфере горячего обсуждения в эфире. Гостем вебинара стала Анна Липская — специалист по оценке предметов искусства и основатель компании d’ART Method (Лондон). В продолжение темы вебинара предлагаем нашим читателям цикл материалов Анны Липской о ценообразовании и оценке искусства в контексте становления современных художников. Как обычно, при открытии новой рубрики первая статья — вводная, предназначенная для погружения в тему, она касается основных тенденций, с которыми художники и весь рынок современного искусства подошли к 2020 году.

Пандемия коронавируса сильно ударила по всем сферам деятельности в искусстве. Международные музеи планируют новые правила и ограничения для посетителей, крупные аукционные дома и ярмарки экстренно переводят все продажи в онлайн-формат, галереи тестируют дистанционные способы общения с коллекционерами. Пожалуй, только художникам удается найти положительные стороны чрезвычайной ситуации: сложности и ограничения всегда служили богатым источником вдохновения.

Пока рано делать прогноз того, что будет с международным рынком искусства в ближайшие годы. Но уже сейчас очевидно, что стоит ожидать множества трансформаций. А пока мы наблюдаем за развитием событий, самое время остановиться и вспомнить, какие изменения мы увидели за последнее десятилетие и какие тенденции особенно значимы.

Коррекция истории искусства — курс на художниц

Одно из главных достижений последнего десятилетия — усиленное внимание к творчеству прекрасной половины человечества. Хотя и с запозданием, но зато ускоренное признание художниц набирает обороты. Индустрия искусства осознала, что художницы значительно недооценены по сравнению с их коллегами мужского пола как с исторической, так и рыночной точки зрения. Большинству так и не удалось достичь значительного успеха при жизни. Например, картины Джексона Поллока имеют всемирную известность, а работы его жены, не менее талантливой художницы Ли Краснер, знакомы не всем. Или же фотограф и сюрреалист Дора Маар в первую очередь известна как муза Пабло Пикассо. Таких примеров много, и поэтому последнее время мир искусства посвящал огромное внимание этому вопросу.

Международные фонды активно приобретают работы художниц в свои коллекции, посвящают им выставки и подчеркивают их историческую значимость. Музеи и галереи также восполняют пробелы и все чаще организовывают выставки для художниц. Особенно эта тенденция сильна в современном искусстве, где коммерческие галереи считают своим долгом поддерживать карьеру художниц и иметь не менее половины женских имен от общего числа художников в представительстве. Таким образом, можно увидеть все разнообразие тематик, идей и направлений творчества художниц. И здесь отличилось современное искусство, в котором уместно всё — от лаконичных, но емких заявлений Дженни Хольцер до массивных инсталляций Филлиды Барлоу.

Рынок реагирует на изменения еще быстрее: практически в каждой крупной продаже мы видим ценовые рекорды художниц. Из последних значимых продаж особенно выделяются сделки с работами Рут Асавы, Луиз Буржуа и Пэт Стейр. Переоценка работ художниц — это, пожалуй, одна из самых положительных тенденций. Нам предстоит узнать много новых имен в истории искусства и наблюдать за их влиянием на историю искусства и динамику цен.

Художники–бренды

В 2008 году британский художник Дэмьен Хёрст потряс арт-рынок, заключив договор c Sotheby’s о продаже своих работ. Это была первая попытка прямого сотрудничества художника с аукционным домом, без участия галереи. Рискованный шаг, но, вопреки опасениям, все прошло удачно. Были проданы 223 работы, практически все из них превысили ценовые ожидания, а общая выручка аукциона составила $200 млн. Спустя время, анализируя результаты работ, вернувшихся на рынок, мы видим, что эти приобретения не стали предметами удачных инвестиций. Тем не менее это событие перевернуло традиционное представление художников о своих возможностях. Сегодня многие предпочитают самостоятельно контролировать свою карьеру и лишь частично полагаются на услуги галерей. Художники используют различные каналы для продвижения своего искусства: знакомятся с коллекционерами, участвуют в ярмарках, организуют продажи. Успешное создание собственного бренда дает художникам значительный вес и конкурентное преимущество. Если раньше галереи были ориентированы на удержание коллекционеров, то сейчас их внимание переключилось на авторов: галереи становятся агентами для своих художников, конкурируют за лидеров и направляют все силы для их продвижения. В этом сотрудничестве важность роли галереи нельзя недооценивать. Галерея выстраивает баланс между культурной значимостью художника и его рыночной стоимостью, контролирует его репутацию и интерпретирует художественные идеи. Качественное создание собственного бренда открывает для художников множество творческих и финансовых возможностей. Именно поэтому сегодня лидеры рынка стремятся использовать все инструменты роста, как самостоятельно, так и с помощью галереи.

Ускорение карьеры художника

Очевидно, что с каждым годом все внутренние процессы в сфере искусства развиваются гораздо быстрее. Особенно это касается творческой карьеры.

Сегодня у художников есть возможность достичь успеха — признания общества, высоких финансовых показателей, свободы творчества и пр. — гораздо быстрее, чем раньше, когда все это, как правило, приходило лишь в зрелом возрасте либо после смерти. Сейчас те художники, которые понимают, как управлять системой, гораздо быстрее могут прийти к своей цели.

По сути, существует четыре основных катализатора карьеры молодого художника: галерея, куратор, критик и коллекционер. Имея поддержку от них, можно очень быстро пройти путь от начинающего художника до востребованного мастера. Сегодня это положение так же актуально, как и сотни лет назад, но только нашему современнику уже не нужно тратить годы и делать крупные вложения, чтобы познакомиться с ними. Современный художник имеет возможность достичь широкой аудитории, рассказать о своей работе и наладить прямой контакт с галереями, кураторами, критиками и коллекционерами, то есть использовать инструменты, которые необходимо применять для собственного продвижения.

Аукционные дома открыты для художников любого уровня, в ком они видят потенциал. В прошлом художнику требовались годы успешных продаж в галерее, прежде чем его работы попадали на крупные публичные торги. Сейчас даже ведущие аукционные дома устраивают специализированные торги молодых и начинающих художников. Более того, на главных вечерних торгах рядом с шедеврами можно встретить современные работы, созданные совсем недавно. То же самое касается онлайн-продаж: ничто не препятствует художнику самостоятельно выставить работы на платформе и в тот же день напрямую пообщаться с коллекционером.

И все же открытость арт-индустрии не гарантирует автоматических результатов для всех участников. Эффективность использования всех каналов, доступных на сегодняшний день, зависит в первую очередь от самого художника. Несомненно, дополнительные факторы, такие как благоприятная экономическая ситуация и институциональная поддержка, важны и сейчас особенно актуальны для поддержания талантов и индустрии в целом. Однако, как показывает история, самое быстрое восстановление будет у тех художников, которые адаптируются к ситуации и используют это время для укрепления собственного творческого голоса.

В следующем материале мы расскажем о том, как художники могут повлиять на стоимость своего искусства уже сегодня.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх