- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Просто о сложном: арт-фонды
ARTinvestment.RU 21 апреля 2020
10 главных тезисов о работе инвестиционных фондов, предлагающих коллективное владение предметами искусства
Нестабильное экономическое положение, которое регулярно складывается в большинстве стран мира, заставляет их менять способы работы на финансовом рынке. Искусство, как и золото, является твердым активом ограниченного предложения, но, в отличие от недвижимости, оно портативно и требует относительно низких эксплуатационных расходов. Кроме того, искусство может значительно снизить общий риск инвестиционного портфеля за счет слабой корреляции с другими видами инвестиций (отсутствия прямой зависимости от роста или падения других активов. — AI.), обладает хорошей защитой от инфляции и колебаний валютных курсов. В то время как фондовый рынок в течение одного дня может принести убытки, выраженные двузначными числами процентов, рынок искусства исторически показывает гораздо большую стабильность.
Одной из форм инвестирования в предметы искусства является коллективное владение и его физическое воплощение — инвестиционные арт-фонды. Вопросы об арт-фондах, в частности, регулярно возникают у слушателей вебинаров, проводимых ARTinvestment.RU. Не откладывая надолго ответ, мы посвящаем очередную серию цикла «Просто о сложном» арт-фондам.
1. Арт-фонды — это частные инвестиционные фонды (по организационно-правовой форме — паевые, взаимные или хеджевые), ставящие целью получение прибыли путем приобретения, менеджмента и продажи предметов искусства в качестве капитального актива. Они управляются профессиональной компанией, которая получает ежегодную плату за управление (1–3 % от стоимости чистых активов художественного портфеля фонда или общего объема капитальных обязательств, осуществленных инвесторами), а также часть итоговой прибыли фонда (в среднем 20 %), полученной от продажи предметов искусства.
2. Основные задачи управляющей компании арт-фонда:
• регистрация компании с учетов выбранной юрисдикции и дальнейшее ее соответствие административным, бухгалтерским и налоговым нормам;
• привлечение капитала для фонда (инвестиционного пула) и работа с инвесторами;
• определение потенциальных объектов приобретения (предметов искусства) с дальнейшей покупкой;
• управление портфелем искусства, включая логистику, хранение и страхование;
• действия, направленные на повышение стоимости искусства (например, с помощью краткосрочной аренды музеям или издательских проектов);
• мониторинг рынка искусства в целом и художников, составляющих активы фонда, в частности;
• надлежащее распределение прибыли по итогам операционного цикла фонда.
3. Три составляющие структуры арт-фонда:
• правление (общие решения, поиск инвесторов, принятие решений о долевом участии, наиболее значимых покупках, диверсификации портфеля);
• менеджмент (уход, маркетинг, юридические вопросы, повышение капитализации);
• транзакции: приобретение и сбыт (консультирование относительно целесообразности приобретения, поиск и прямой контакт с продавцом и покупателем, организация сбыта).
4. В отличие от взаимных фондов и других регулируемых инвестиционных инструментов, большинство арт-фондов законодательно не ограничены в выборе инвестиционных стратегий и выбирают их самостоятельно. Каждая стратегия или их комбинации имеют разную степень рисков и уровень прибыльности. Основные стратегии, которые используются арт-фондами:
• «купить и держать»: традиционная стратегия для общего инвестиционного рынка;
• «географический арбитраж»: использование ценовых различий работ определенных художников в различных географических локациях;
• «стратегия регионального искусства»: концентрация внимания на инвестициях в искусство определенного географического региона (Азия, Африка, Латинская Америка и пр.);
• «стратегия периодизации»: сосредоточение на инвестировании в тот или иной период искусства (старые мастера, модернизм, современное искусство и пр.);
• «стратегия молодого искусства»: инвестирование в художников, которые еще не признаны на рынке и следовательно имеют потенциал для быстрого роста цен;
• «стратегия внутренней стоимости»: инвестирование в предметы искусства, которые (по мнению управляющей компании) имеют скрытую стоимость, или приобретенные с большим дисконтом (до 70 %) относительно фактической цены, или имеющие незамеченную рынком скрытую ценность (например, работа могла временно входить в собрание королевской семьи или экспонировалась на первой выставке импрессионистов — подтверждающие оба факта документы имеют консультанты фонда, но текущий владелец в момент продажи фонду о них не знает);
• «стратегия финансового рычага»: заимствование арт-фондом дополнительных активов (заемных денежных средств) с целью приобретения дополнительных предметов искусства — перспективный доход, по мнению фонда, должна превысить сумму комиссий за кредит;
• «стратегия проблемного искусства»: приобретение предметов искусства с большим дисконтом у коллекционеров на грани банкротства или физической несостоятельности;
• «стратегия совместного владения»: приобретение предметов искусства совместно с другими сторонними инвесторами для раздела риска конкретного инвестирования и обеспечения дальнейшей диверсификации инвестиционного портфеля арт-фонда;
• «демонстрационная стратегия»: увеличение стоимости художественного портфеля фонда путем размещения работ на крупных музейных выставках и в постоянной экспозиции;
• «стратегия массированной закупки»: проведение одноразовой покупки больших объемов предметов искусства для более низких операционных расходов;
• «жанровая стратегия»: фокусировка на инвестициях в одно направление или жанровый сегмент искусства (например, фотографию или коллекционный дизайн), по которому управляющая компания арт-фонда обладает специальными знаниями и налаженными каналами сбыта.
5. Из перечисленного можно выделить три основные стратегии, по которым формируется портфель арт-фонда:
• диверсификация художников по периодам или направлениям;
• «вертикальная выборка»: одна страна или регион в разные периоды;
• «оппортунистский подход»: покупка произведений художников, имеющих агрессивную маркетинговую стратегию, что влечет максимально спекулятивный характер инвестиций в быстрые сроки.
Диверсифицированный портфель арт-фонда в среднем выглядит таким образом:
• искусство старых мастеров — 15 %;
• импрессионизм и модернизм — 25 %;
• послевоенное искусство (1950–1985) — 30 %;
• современное искусство (после 1985) — 20 %;
• развивающиеся рынки / молодые художники — 10 %.
6. Операционный цикл арт-фондов, так же как других инвестиционных фондов, делится на три схемы: открытую, закрытую и смешанную:
• схема «открытого фонда» позволяет принимать новых и выводить текущих инвесторов в течение всего срока деятельности фонда;
• схема «закрытого фонда», более распространенная среди арт-фондов, является недоступной для вложений новых инвесторов с окончанием фиксированного срока привлечения капитала (обычно 9–18 месяцев с даты открытия фонда);
• третий вариант схемы — «смешанный фонд» — является гибридной моделью, которая позволяет инвесторам выкупить свою долю в течение операционного цикла фонда. Несмотря на комиссию за снятие средств, которую платит инвестор в случае раннего выхода, гибридная модель повышает конкурентоспособность среди арт-фондов, обеспечивая быстрый выход для инвесторов, которые по различным причинам решили вернуть сделанное ранее вложение.
7. Общая схема работы арт-фонда выглядит следующим образом:
• обычный период функционирования: от 5 до 10 лет;
• привлеченный финансовый пул: от $5 млн. до $300 млн. (в большинстве арт-фондов $10–30 млн.);
• расходы на запуск: 3–5 % от тела фонда (финансового пула);
• минимальный взнос пайщика: от $100 тыс. до $250 тыс. (в крупных арт-фондах от $500 тыс.);
• стоимость участия инвестора: 1–3 % (управление активами) + 10–30 % (прибыль);
• среднегодовая доходность арт-фондов в целом по рынку: 10–15 %;
• среднегодовая доходность наиболее успешных арт-фондов (15 % от общего числа): 30–55 % (в составе учредителей таких фондов, как правило, есть крупные арт-дилеры или сотрудники аукционных домов, обеспечивающие доступ к предметам искусства с дисконтом и предоставляющие иную инсайдерскую информацию);
• срок приобретения объектов искусства: 1–4 года с момента объявления о закрытии приема долей;
• самая дорогая работа портфеля: не более 15 % от общей стоимости активов;
• срок продажи: от 4 до 10 лет с момента покупки;
• начало выплаты дивидендов (в случае если таковые предусмотрены, а выплата происходит не по итогам работы фонда): начиная с 4-го года, когда активы начинают постепенно выводиться на рынок для продажи.
8. Первый арт-фонд был создан в 1974 году Пенсионным фондом Британской железной дороги (англ. British Railway Pension Fund). 3 % капитала BRPF (£70 млн) были перечислены самостоятельной организационной структуре и вложены в 2,5 тыс. предметов искусства на шестилетний период. Полностью реализовать свои активы BRPF смог только в 1999 году, при этом получив 11,3 % среднегодовой доходности за 25 лет (другими словами, совокупная доходность фонда составила 282,5 %). В начале 2000-х, по результатам деятельности BRPF, произошло около 50 попыток создать арт-фонды. Некоторые компании в меморандумах декларировали объединения с известными финансовыми институтами США, такими как JP Morgan и Merrill Lynch. Однако подобные инициативы в большинстве своем оказались неудачными, поскольку управляющие компании показали полное непонимание механизмов рынка искусства (среди прочего, невозможность определить рыночную стоимость предметов искусства и неспособность правильно управлять эксплуатационными расходами по их содержанию и капитализации).
9. Рынок арт-фондов значительно вырос за последние десять лет, одновременно с появлением инструментов финансового прогнозирования в области искусства и нового поколения менеджеров, имеющих образование в сфере арт-финансов. По оценке Art Fund Association, за все время на разных стадиях существовало около 200 инвестиционных арт-фондов с чуть менее $3 млрд совокупных инвестиций. Кроме того, на конец 2017 года было зафиксировано более 9 тыс. хеджевых фондов с частными активами в управлении на сумму более $1,7 трлн, из которых $1,8 млрд составляли предметы искусства (0,1 %). К началу 2020 года в мире на разных стадиях функционировало около 60 арт-фондов, 20 из которых находились в поисках инвесторов или имели «открытую структуру» операционного цикла (войти в фонд инвестору можно было в любое время). В настоящее время некоторые арт-фонды ведут разработки принципиально новых подходов к привлечению и удержанию инвесторов — в частности, возможности торговать долями отдельных предметов искусства в рамках портфеля между пайщиками фонда посредством технологии блокчейн.
10. Инвестиции в арт-фонд имеют ряд особенностей, к которым должны быть готовы как организаторы, так и потенциальные инвесторы:
• долгий инвестиционный период. Инвестиции в арт-фонд имеют долгосрочный характер отношений с инвесторами: как правило, их капитальные вложения не подлежат возврату в течение периода от шести до десяти лет. Основная причина краха большинства арт-фондов таится именно в стадии запуска: они неспособны собрать финансовый пул, предлагая закрытый операционный цикл и долгий период;
• доверие к управляющей компании арт-фонда. Инвестор арт-фонда обычно не имеет сведений о том, какие конкретные предметы искусства будут приобретены фондом, и возможности отказаться от осуществления конкретного приобретения. В результате инвесторы должны полагаться в основном на инвестиционные стратегии, ограничение портфеля и критерии, изложенные в частном меморандуме фонда, а также на опыт и квалификацию управляющей компании и нанятых ею консультантов и кураторов. Иначе говоря, после принятия первоначального решения об инвестировании в арт-фонд инвестор фактически не влияет на инвестиционные решения и управление фондом. Вторая по популярности причина краха арт-фондов кроется как раз в раннем выходе из них инвесторов (даже несмотря на серьезные штрафы). Это влечет за собой невозможность осуществить давно запланированные приобретения либо необходимость быстро продать часть предметов искусства для расчета с инвестором — что неминуемо ведет к потерям и негативно отражается на всем портфеле и итоговой доходности;
• нецелесообразность привлечения всего инвестиционного капитала сразу. Для того чтобы достичь лучших показателей доходности, арт-фонд будет стремиться свести к минимуму время привлечения денег от инвесторов (продажи долей). Сроки и суммы, как правило, обсуждаются с инвестором за 2–4 недели до размещения вклада. Инвесторы, которые вложили свои капиталы с нарушением сроков, подпадают под штрафы, которые обычно следуют при распределении дивидендов или конфискации части их капитала в арт-фонде;
• использование арт-фондами нескольких юрисдикций одновременно. Чтобы фонд мог принять деньги от международных инвесторов с учетом режимов налогообложения стран их проживания, управляющая компания обычно предлагает несколько инвестиционных инструментов — каждый со своими организационными структурами (обычно зарегистрированными в оффшорных зонах). Одновременное использование оффшорного фонда и основного фонда позволяет управляющей компании принимать денежные средства от отечественных (по месту фактической юрисдикции) и зарубежных источников, разделить инвестиции между двумя фондами и избежать дополнительных налоговых расходов инвесторов.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200421_art_funds.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200421_art_funds.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей