- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Теория заблуждений: пузырь арт-рынка
ARTinvestment.RU 20 февраля 2020
В рубрике «Теория заблуждений» мы искореняем мифы, которые удачно выдаются за факты и негативно влияют на развитие рынка искусства и инвестиционный климат. Сегодня мы расскажем, существует ли на арт-рынке финансовый пузырь
Когда рынок искусства хотят оскорбить, его называют финансовым пузырем. Эту фразу можно услышать от художника, чье искусство не встретило ответных чувств коллекционера, от коллекционера, который не нашел свою галерею, либо от инвестора, который изначально был неверно информирован и направлен арт-консультантом, — словом, от людей, обиженных обстоятельствами, имеющими слабое отношение к рынку искусства как механизму. Для окончательного расставания с мифом о рыночном пузыре мы предлагаем свое небольшое исследование.
Итак, что мы знаем о финансовых (экономических, спекулятивных) пузырях? Общее определение звучит так: финансовый пузырь — это резкое отклонение рыночной стоимости актива от его базовой стоимости. Другими словами, торговля большими объемами товара по совершенно несоответствующей справедливому уровню, сильно завышенной цене. Такая ситуация возникает при повышенном спросе на некий товар, в результате чего цена возрастает, что приводит к еще бóльшему спросу среди спекулянтов. В определенный момент спрос падает, предложение моментально перевешивает чашу весов — и пузырь схлопывается: на руках у спекулянтов остается товар, а в карманах участников рынка — пустота.
В процессе экономического развития мир пережил более 10 крупных пузырей, начиная от Тюльпанной лихорадки (1636) и «Компании Южных морей» (1720) до современных Рынка доткомов (2001) и Ипотечного кризиса (2007). Их объединяет одно: наличие эфемерного базового продукта и завышенных инвестиционных ожиданий. А самое главное, спекулятивные операции с товаром совершались молниеносно: его перепродавали, едва успев заполучить.
Например, голландцы перепродавали друг другу луковицы до момента, пока те прорастут, — и последнему в цепочке спекулянтов доставалась лишь радость от созерцания распустившегося цветка по цене, равной стоимости 850 граммов золота. Акционеры «Компании Южных морей» торговали своими вкладами, пока корабли из захваченных земель не возвращались в порт отправления. Пузырь доткомов надувался за счет невежества людей, считавших Интернет перспективным, без какой-либо статистики цен и прогнозов. Наконец, ипотечный кризис в США возник в результате спекуляции залоговыми кредитами, в десятки раз превышающими стоимость предметов залога.
Правомерно ли говорить о пузыре по отношению к рынку искусства? Картины не пишутся исчезающей краской, а скульптуры не растекаются по полу — это твердый актив. Покупатели галереи приобретают работы, которые видят на стене, а не субсидируют поездку Ларри Гагосяна в условный Гондурас, в надежде откопать новые залежи искусства. Арт-рынок в современном виде существует и развивается последние 30 лет, ведущим аукционным домам без малого 300 лет, а первому упоминанию арт-продажи — 3 тысячи лет, т.е. статистики более чем достаточно. Стоимость произведений, находящихся в залоге, составляет $21–24 млрд: это всего 0,7 % стоимости всех предметов искусства в частных руках.
Одним словом, сравнение рынка искусства с другими пузырями на первом этапе анализа подтверждения не находит. Не будем останавливаться: возможно, мы найдем их среди причин возникновения финансовых пузырей? Экономисты выделяют пять таких причин:
1. Несправедливая стоимость товара
Ценообразование произведений искусства является предметом научных исследований, данные эти находятся в открытом доступе. Для работ молодых художников есть формула установления первичной стоимости при первом появлении на рынке: стоимость работы равна затратам на создание, помноженным на два. Далее, с развитием карьеры, стоимость растет с учетом дополнительных показателей: выставок, каталогов, конкурсов и грантов. Контракт с галереей добавляет свой коэффициент, равнозначный сумме вложенных в продвижение художника средств. Более того, по цене начинающих художников продается среднем 90 % работ на рынке — и молодых авторов, и старых, и ушедших.
Другое дело — оставшиеся 10 % работ: их авторы — своеобразные голубые фишки, создающие ценовые рекорды арт-рынка. Здесь правило ценообразования другое: работа стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. Но, опять же, с учетом рыночных реалий: инфляции, налогообложения, общей экономической ситуации и покупательной способности. Те, кто решаются на подобную покупку, как правило, держат во владении работу десятилетиями. А «чистые» инвесторы в предметы искусства, на долю которых приходится до 25 % рынка, предпочитают категорию до $1 млн.
2. Результат нечистоплотной спекуляции
Если коллекционер приобрел работу художника XIX века без документов в полуподвале неблагополучного района Парижа, а лишь потом засомневался в ее подлинности, — это не прокол финансового пузыря, а его личный прокол. У такого коллекционера есть выбор: либо признать ошибку и оставить работу у себя, либо постараться перепродать ее на рынке, запустив процесс создания финансового пузыря. Покупатель, который приобретет эту работу, вынужден будет поступить ровно так же, и далее по цепочке. Однако в отличие от голландских луковиц поддельная работа на рынке искусства с каждой сменой владельца будет понижаться в цене, а не расти. Другая возможная ситуация — намеренно завышенная цена подлинной работы в расчете на покупателя, не знакомого с ценообразованием, — сегодня практически исключена. У большинства коллекционеров есть доступ к базам данных аукционных торгов Artnet, Artprice или ARTinvestment.RU.
3. Неоправданный ажиотаж со стороны покупателей
Правило, которому следуют все известные пузыри в истории: в одночасье спрос на активы достигает 80 % от объема рынка. Другими словами, покупатели в сумме готовы купить 4/5 всего, что есть. Вот только к искусству это совершенно неприменимо: этот рынок регулируется сдерживанием предложения, а не провоцированием необоснованного спроса. Коллекционеры не штурмуют Sotheby’s с призывом «дать побольше Баскии»: они доверяют аукционному дому, не допускающему бóльшую, чем нужно, концентрацию работ одного художника на отдельно взятых торгах или в аукционном сезоне в целом. При этом статистика показывает, что в среднем лишь 5 % из ежегодно создаваемых художниками работ появляется на публичных торгах при жизни автора.
4. Сговор крупных предприятий на предмет монополизации цены
Самый любимый аргумент сторонников теории заговора. Рынок искусства по природе является олигополией и не скрывает этого. Есть Sotheby’s и Christie’s, далее — пропасть, и остальные участники рынка. То же наблюдаем и в других сегментах продаж и услуг: крупные галереи, аналитические компании, хранилища находятся на значительном удалении от конкурентов. В теории они могут устанавливать цены и диктовать предложение, формирующее спрос. В истории было несколько «локальных пузырей», создаваемых публичными участниками рынка. Однако они либо были направлены на поддержание статуса искусства в целом, на фоне временного спада рынка, либо имели совершенно иную экономическую цель. Проект Чарльза Саатчи и Стива Коэна по выведению на рынок Дэмьена Херста был создан с целью подтянуть статус концептуального искусства до уровня модернизма и искусства послевоенного, а взвинченные японскими коллекционерами цены в начале 1980-х были спровоцированы желанием продвинуть на западный рынок новые марки электроники и автомобилей. Подобные действия неизменно завершались одинаково: после первых «показательных» покупок арт-рынок приходил в норму и самоочищался от недобросовестных игроков — коллекционеров, художников и дилеров.
5. Снижение комиссий за транзакцию и отсутствие налогового регулирования
Для вовлечения в аферу как можно бóльшего числа спекулянтов организаторы финансовых пузырей понижают комиссию за сделку и изначально выбирают сферу, минимально доступную для налогового регулирования. Смотрим на рынок искусства: средняя комиссия покупателя на аукционных торгах за последние 20 лет выросла на 45 %. На рынке приватных продаж комиссия дилеров свыше 70 % сопровождает всего 5 % сделок. Самой распространенной (30 % сделок) в последние годы была комиссия в 40–50 %. При этом законодательство стран ЕС с 2020 года ввело дополнительную проверку всех продаж по цене свыше €10 тыс. Словом, комиссии растут, а количество стран с привлекательной налоговой базой сужается: признаки пузыря не обнаружены.
Другими словами, если верна гипотеза, что рынок искусства — это сговор крупных игроков, ему не дадут обвалиться никогда. Если же арт-рынок — самостоятельная единица, саморегулирующая баланс спроса и предложения, то для обвала ей нужно серьезно увеличить массовый спрос на искусство. А такового, к большому сожалению, нет.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200220_bubbles.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200220_bubbles.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год