Западные аукционы отменили предпоказы в Москве. И что с того?
Пиар-эффект от отмены предаукционных выставок может стать выше, чем от их проведения
Традиционные апрельские показы, которые проводили в Москве ведущие аукционные дома в преддверии лондонской «русской недели», на сей раз не состоятся. Ранее запланированные выставки в русскую столицу не привезли ни Christie’s, ни Sotheby’s. Bonhams, говорят, тоже не привезет. Внятных причин никто не называет. Кивают, в частности, на страховые компании, которые не горят желанием брать на себя абстрактные политические риски. Так это или нет на самом деле — каждый может думать, что хочет. Кто-то вправе верить в то, что бизнес-решения вместо самих аукционных домов принимают их страховщики. А кто-то может рассматривать более изящные конспирологические теории.
Но когда мы недавно строили гипотезы о том, как повлияют экономические санкции на русский рынок искусства (см. «Как повлияют экономические санкции на русский рынок искусства? Гипотезы ARTinvestment.RU»), то до таких экзотических санкций мы, честно говоря, даже не додумались. Как ни абсурдно, а вот те на — случилось. С 11 по 14 апреля в Москве должна была проходить выставка Christie’s, но она так и не состоялась. Так что самое время подумать, как новая практика «культурных санкций» скажется на участниках рынка.
Ясно, что самим западным аукционам от таких санкций с коммерческой точки зрения — ничего хорошего. Обеспеченные клиенты давно научились самолично осматривать предметы живьем, да еще и в компании со знатоками. Сделать это в Москве было удобно. И всех уже к этому приучили. Поэтому переоценивать возможности покупателей в разгар делового сезона собрать знающих людей и сгонять всем вместе в Лондон посмотреть картины, вряд ли стоит. Кто-то слетает, а кто-то поленится. Время и силы ведь тоже не безграничны. Значит, какие-то интересные варианты будут упущены. Это — первая беда.
Вторая беда от отмены выставок — упущена прекрасная оказия для поддержания отношений с уже существующими московскими покупателями. Ведь предпоказ — это еще и отличный повод для устроителей напомнить о себе и приближающихся торгах. Отказываться от этого было бы излишне самонадеянно. Разослать приглашения коллекционерам, позвать на торжественный прием — все это важные элементы отношений. Потом уж придут или не придут, но в каталог, скорее всего, посмотрят. А без этого люди могут в текучке закрутиться и элементарно проворонить торги. Впрочем, что гадать — скоро увидим, насколько оправданны эти опасения.
Ясно, что кто бы ни принимал решения об отмене выставок, но с точки зрения бизнеса от этой ситуации не выигрывает никто.
Можно ли ожидать от этой ситуации иных пиар-потерь? Можно, но символических. Зрителям и обычным ценителям искусства эти выставки нравились. А вот интерес прессы к предаукционным показам в последние годы снижался. Первое время экзотические и светские, впоследствии эти приемы превратились в регулярные рутинные мероприятия коммерческих организаций. С рекламой часовых брендов, прочим кросс-промоушеном и другими вполне прагматичными задачами. Поэтому телекамер становилось с каждым годом все меньше. А освещение в прессе все более вымученным. Это не в порядке критики — просто таково естественное развитие событий. Честно говоря, если бы не статья коллег в The Art Newspaper Russia, то отмена показов для многих и вовсе прошла бы незамеченной. И для нас, кстати, тоже.
А почему? Потому что для внутреннего русского рынка искусства ситуация на западных аукционах становится все менее индикативной. Аукционный «запад» и наш «восток» все сильнее расходятся. И произошло это ох как задолго до присоединения Крыма. Если в период 2003–2008 годов результаты западных торгов были сигналом для нашего внутреннего рынка, то примерно с 2009 года всё уже не так. То есть в Лондоне могут регулярно обновляться рекорды (что, кстати, и происходит), а наш внутренний русский рынок искусства при этом как был в вялотекущем кризисе, так и остается. Сегодня это словно два несвязанных мира.
Отсюда и ответ на вопрос: станут ли после отмены западных предаукционных выставок больше покупать в России? То есть можно ли ждать эффекта «импортозамещения» и внезапного переключения коллекционеров на покупки внутри страны? Аж самим смешно. Было бы, конечно, неплохо. Но, к сожалению, скорее этого не произойдет. Те, кто живет здесь, ходит на выставки в лучшие национальные музеи, но русское искусство привык покупать в Лондоне, — те вряд ли изменят своим привычкам и резонам. Это же вопрос прагматики: в Лондоне лучше выбор, лучше инфраструктура обеспечения сделок, меньше лишних глаз, нет проблемы трансграничных перемещений. Другое дело, что чем больше неудобств, созданных в Москве, тем ниже мотивация у покупателей.
Вот так и получается на круг сплошная несуразица. Кому выгодно — непонятно. Раз не вернули крымчанам скифское золото, то и от Москвы можно подобного ожидать? Ну что вы, в самом деле… Хармс, да и только. Надеемся, в будущем году аукционы со своими выставками все-таки приедут. Ну а разлука, говорят, лишь укрепляет чувства.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20140417_predpokazy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20140417_predpokazy.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.