Как повлияют экономические санкции на русский рынок искусства? Гипотезы ARTinvestment.RU
Допустим, Запад решился на ощутимое экономическое давление и появилось понимание, что это надолго. Что может произойти?
Прогноз возможных изменений русского арт-рынка под влиянием давления извне пока, к счастью, лежит в области досужих рассуждений. Первая волна политических санкций наделала шуму, но осязаемого ущерба потенциальным покупателям не нанесла. Что мы успели увидеть? «Мастеркард» и «Визу» на пару дней нескольким банкам выключили, но быстро включили обратно. Рубль, как мы помним, подешевел еще до внезапного объединения с Крымом. Визовые санкции в отношении представителей элит и замораживание зарубежных счетов были предсказуемы, и там тоже люди успели быстро сориентироваться. Можно еще вспомнить приостановку участия в «Восьмерке», понижение кредитных рейтингов, разные осложнения по линии дипломатии и другие приемы в стиле «англичанка гадит», которые сходу кошельком не чувствуются.
Возможно, тем все и кончится. А может, и нет: пойдут дальше, нажав на рычаги экономического давления. Тут открывается бесконечное количество вариантов. Уже заговорили об отраслевых санкциях. На что сильнее будут давить? Давить резко или постепенно? От этого тоже много чего зависит. Очевидно, что наиболее вероятной болевой точкой будут выбраны энергоносители. То есть в перспективе можно ожидать стремления Запада к сокращению закупок российских ресурсов и поиск способов снижения цен основных экспортных товаров (форсирование темы сланцевого газа и нефти, расширение торговли сжиженным газом, специальные договоренности с ближневосточными экспортерами и пр.). Допустим, Запад решился на ощутимое экономическое давление и появилось понимание, что это надолго. Что может произойти?
1. Чиновники и бизнес на какое-то время будут условно заперты в стране — и физически и помыслами своими. Ресурсы будут сосредоточены в нашей юрисдикции, и значительная часть потребительских расходов тоже будет производиться внутри страны. Значит, вместо виллы в Сен-Тропе — курорты Краснодарского края. Вместо мерседесов — тойоты местной сборки. А вместо сотбисов — московские аукционы: станет же однажды людям скучно! То есть теоретически «национализация элит» способна повысить спрос на русское искусство внутри страны — причем не только за счет прежних покупателей, которые теперь будут расплачиваться за искусство в Москве и Питере, но и за счет того, что все больше богатых людей будут вынуждены тратить деньги внутри России и кто-то из них начнет покупать искусство. Да, мы помним, что раз человек богат, то это вовсе не значит, что он склонен покупать искусство (коллекционеров среди богачей менее 2 %). Но какая-то корреляция между количеством богатых людей и покупателей искусства все-таки существует.
2. Резкий рост курса доллара и постепенная раскрутка маховика инфляции как реакция на резкое падение нефтяных цен. Мы это тоже уже все проходили — без труда можно вспомнить 12 долларов за баррель в 1998 году. Быстро сменяющиеся ценники здорово нервировали население, но бизнес шел гораздо резвее, чем сейчас. У людей принимающих решения не было времени на раскачку, ведь завтра все будет дороже. Сделки заключались быстро, согласования не длились месяцами (как это происходит сейчас), выставленные счета были действительны в течение трех дней и оплачивались на зависть быстро. То есть торговля пойдет скорее более бойко, чем раньше, и скорость достижения компромисса между покупателями и продавцами повысится.
3. Через несколько месяцев после санкций рынок искусства перейдет на доллары, сделки будут заключаться по курсу. Почему это произойдет не сразу? Многие покупатели уже привыкли мыслить в рублях и следовать опережающему курсу доллара будут не готовы. То есть первое время цены в рублях будут расти гораздо медленнее, чем курс доллара. Да, деньги обесцениваются, но и зарабатываются в этих условиях гораздо сложнее.
4. Цены на искусство, если экономические проблемы затянутся надолго, скорее всего, заметно упадут — например, на 20–30 % в долларах. И жизнь продолжится на новых ценовых уровнях. Такое уже было в 2009–2010 годах — ничего нового. Это произойдет еще и потому, что…
5. …еще одна группа коллекционеров переедет за рубеж, на «зимние квартиры». Конечно, ничего хорошего. Но в части драматичности последствий этой тенденции не все так однозначно. Начать с того, что это уже и так в значительной степени произошло. Массовый отъезд состоялся два-три года назад, поэтому рынок уже успел отыграть эти новости. Кроме того, за последнюю пару лет появилось новое поколение людей, покупающих искусство. Иногда весьма молодых. Мы все это наблюдаем сейчас и по своим аукционам AI. Да, чаще всего речь идет о первых недорогих покупках, но процесс идет. Коллекционирование — это страсть, и люди не полностью отказываются от покупок по мере уменьшения своих доходов. Как не бросают курить из-за роста цен на табак.
6. Увеличится предложение предметов искусства на рынке. Почему? На рынок выйдут произведения, купленные дорого до кризиса. Их долго держали, чтобы не продавать дешевле. Но раз кризис надолго, то станет ясно, что надо жить в новых реалиях и соглашаться на обоснованную корректировку резервных цен. Отсюда — мы ждем появления картин по сниженным ценам. Кстати, это движение вниз уже начинается, мы его уж чувствуем. А санкции этому будут только способствовать. И как следствие, те, кто финансово сейчас чувствует себя неплохо, будут этим пользоваться и покупать. Собственно, уже так и делают. Мантра «покупай в кризис» продолжает работать.
Остается еще раз отметить, что перечисленные выше последствия могут наступить только в результате реально сильных санкций. Если все пойдет как сейчас, то мы вообще вряд ли почувствуем заметные перемены. Рубль отыграет чуть назад (он уже подрос), все постепенно успокоятся, а потом и помирятся. И так до следующего раза.
Вообще же годы наблюдений приучили нас, что а) экономические прогнозы не сбываются и б) не экономикой единой… Для рынка искусства важнее не столько цифры притоков и оттоков, сколько изменения настроений и ожиданий покупателей. А про них мы вам можем рассказать по результатам общения с клиентами аукциона AI. Вот что мы видим. Малый и средний бизнес смотрит в будущее умеренно оптимистично, и на его склонности к покупкам внешние факторы почти не отразились. Люди, связанные с госкорпорациями и крупным бизнесом, настроены куда более пессимистично — при том, что запас прочности для сопротивления кризису у них, конечно, больше. Во многой мудрости много печали? Но это на словах. А на деле они тоже продолжают покупать, если цены хорошие.
Говорят, падать всегда больно. Но это, наверное, с каких-то высоких перин. А когда рынок уже шестой год живет в условиях кризиса, то санкции воспринимаются лишь как еще один в череде подобных вызовов. По адекватным ситуации ценам спрос есть всегда, и наш собственный аукционный опыт это лишний раз подтверждает (см. «О текущей ситуации на рынке живописи и графики»).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20140327_russian_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20140327_russian_market.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.