- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Система для экспертизы. Размышления после круглого стола
ARTinvestment.RU 25 октября 2012
23 октября Институт Арт-бизнеса и антиквариата провел в ЦДХ круглый стол «Искусствоведческая экспертиза: документ и “литература”». Кратко о главном
23 октября Институт Арт-бизнеса и антиквариата провел в ЦДХ круглый стол «Искусствоведческая экспертиза: документ и “литература”». Зал был набит битком, собралось более 100 человек — верный симптом остроты ситуации.
Уже в дебюте выяснилось, что противоречий в отношениях заказчиков, исполнителей и потребителей экспертизы накопилось слишком много. Причем фундаментальных. Если передать разговор не цитатами, а по смыслу, то картина вырисовывается примерно такая.
Один говорит: грош цена любым нашим оценочным отчетам, если нет ответственной экспертизы. Поэтому перед тем, как делать оценку, наша гильдия обещает семь шкур спустить с экспертов! Будем ставить им свои условия по качеству, а не то, что сейчас.
Ему вторят: правильно. Но добиться этого можно, только если эксперты в своих заключениях перестанут воду лить, а конкретно будут описывать, по каким критериям они пришли к своим выводам. Дескать, какие-ваши-до-ка-за-тель-ства?
Эксперты на это отвечают: даже не подумаем. С какой стати вам всю подноготную расписывать? Так наши подсказки из заключений быстренько возьмут на вооружение поддельщики. Вот мы пишем сейчас вам краткие выводы — довольствуйтесь этим. И вообще в слабых, лаконичных экспертизах сами же русские заказчики и виноваты. Дескать, когда экспертизу заказывают иностранцы, то на работу дают год времени и денег столько, сколько нужно. Потому что там людей интересует достоверный результат. И ради него они готовы терпеливо ждать, пока эксперты сделают не только «технологию» и искусствоведческую экспертизу, но и раскопают подробный провенанс. Наши же заказчики хотят заключение побыстрее, недели за две. Да ценою подешевле. А провенанс при таком раскладе можно чуть ли не самому сочинить.
Третий говорит, что нужен специальный закон об экспертизе. Ему возражают, что для 200 человек законы не пишутся.
На круг (благо стол круглый) получается, что до консенсуса в вопросах экспертизы нашему антикварному сообществу — как до Марса.
Посмотрели мы на это дело, и вот о чем подумалось. Структура экспертного документа и полнота данных в этой бумаге — дело важно, но десятое. Главное противоречие лежит в системе мотиваций. Нужна схема, при которой добротные экспертизы будет делать выгодно, а «ошибочные» — сильно чревато. Между тем велосипед давно изобретен. Помните, о чем рассказывали французские антиквары, которые приезжали на круглый стол в РАД?
Напомню. Жан-Мишель Ренар, председатель Французской Национальной палаты экспертов-специалистов, рассказывал, что экспертами во Франции выступают чаще всего не музейные специалисты, а галеристы, аукционисты — продавцы. При этом люди за свои мнения отвечают в судебном порядке. Вариант «я тогда искренне заблуждался, извините» там не проходит. Специалист и аукционный дом отвечают перед покупателем деньгами. Причем 5 лет по экспертизе, совместной с аукционным домом, и до 25 лет — по частному экспертному заключению. Откуда возьмутся деньги? От страховщиков. Каждый эксперт во Франции обязан застраховать свою профессиональную ответственность. Стоит страховка — о-го-го. Например, эксперт, который работает с миллионными скрипками, ежегодно платит за свой полис около 10 000 евро. Страховые пакеты бывают разные, но все равно речь идет о серьезных суммах. При этом если эксперт допускает три ошибки, то в четвертый раз его уже никто не застрахует. А раз нет страховки, то ты уже не эксперт. Железная мотивация, чтобы не допускать ошибок и «ошибок»! Блестящая система, в которой система мотиваций и защитные механизмы построены на деньгах. А не на репутациях и системе отраслевых договоренностей (как у нас). Еще раз: есть дорогая страховка, есть судебная система, которая часто встает на сторону покупателя, есть страховые компании, которые покроют издержки. Само собой, в системе, где эксперты несут ответственность, стоимость самой услуги устанавливается на иных рыночных уровнях. Грубо говоря, то, что у нас стоит 1500 евро, там стоит от 5000 евро.
Что касается российских расценок на экспертизу, то напрашивается масса вульгарных сравнений. Так, страховка от угона и ущерба для представительского автомобиля стоимостью около 80 тысяч долларов обойдется в сумму порядка 5 % его стоимости — точно больше 100 тысяч рублей. За сопровождение сделки с двухкомнатной квартирой стоимостью около 200 тысяч долларов придется отдать около 200 тысяч рублей. А экспертизу на условного Айвазовского с ценой под миллион долларов рынок оценивает почему-то в 60–80 тысяч рублей. То есть основной документ для произведения высокого значения стоит почти вдвое дешевле годовой страховки на средний «мерседес». Вопрос: какого уровня рвения и ответственности сторон мы при этом вправе ждать?
В меру стройная логика спотыкается пока на отечественных страховых компаниях — на их добросовестности и готовности держать миллионные риски по профессиональной ответственности в обмен на многотысячные страховые премии. Впрочем, это тоже вопрос времени и конкуренции: мы же недавно вступили в ВТО. В остальном же переход на страховую экспертизу выглядит со стороны как вопрос политической воли. И возможно, «пинок» со стороны законодательства этому процессу действительно пойдет на пользу.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20121025_expertiza.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20121025_expertiza.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет