АРТ-МОСКВА 2012. Впечатления и цены
ARTinvestment.RU   24 сентября 2012

Лучше или хуже, но ярмарка состоялась в заявленные сроки и прошла не с пустыми трибунами

Политика в последнее время так и норовит прижаться к искусству. Иногда прям буквально. Так, парковку перед ЦДХ с недавних пор облюбовали устроители митингов. И те, кто приехал на АРТ-МОСКВУ в субботу, были обречены на внеплановую 15-минутную пробежку. На ярмарку идешь — красные флаги, митинг, мегафоны, что-то про ювенальную юстицию, Кургинян вещает… Словом, искусство начинаешь смотреть уже на адреналине. Для восприятия contemporary, может, и к лучшему. Но вот если митинг совпадет по времени с Антикварным салоном, то случится конфуз.

Ярмарка открывалась в сложной ситуации. Арт-директор перешла к конкурентам, о состоянии рынка современного искусства говорят чем дальше, тем мрачнее, а ряд русских галерей решили не участвовать. Многим, конечно, было интересно, как скажется отсутствие известных галерей Винзавода, которые этим летом и осенью внезапно закрылись или переформатировались. На сей счет мнения разные. Один сетуют, что лишились престижной компании, а для других, наоборот, открылось окно новых возможностей. В прессе можно найти отзывы, что кому-то из галеристов не хватало конкуренции со стороны известных галерей. Впрочем, со стороны это скорее похоже на жеманство. Я больше склонен верить другим отзывам — что внутренняя атмосфера была комфортной и участвующие галеристы общались на равных. В отсутствие героев вчерашних дней и у важных зрителей появилась дополнительная мотивация внимательно посмотреть по сторонам. Например, Сергей Шаров из Галереи 11.12 рассказал, что на стенд приходили и Авен, и Мамут, проявляли интерес, если я правильно понял, к работам Макса Башева и др. Пришли бы они в его галерею на Винзаводе — большой вопрос. Это к вопросу о смысле участия в АРТ-МОСКВЕ.

За первые имена мирового современного искусства на сей раз отвечали преимущественно иностранные галереи. Так, португальская Cordeiros привезла несколько исполинских фото Андреаса Гурски. Гурски, напомню, принадлежит мировой аукционный рекорд в сфере фотографии. Почти четырехметровый пластифицированный «Рейн II» (1999) был продан в прошлом году на нью-йоркском Christie's за 4,3 миллиона долларов. На АРТ-МОСКВЕ огромное фото Гурски «Аэропорт Дюссельдорфа» продавалось за 180 тысяч евро. В той же галерее Cordeiros можно было купить несколько исполинских картин постсупрематической серии испанского художника Хосе Мануэля Сириа. Его живописные женские образы, навеянные Малевичем и Суетиным, предлагались за 30 тысяч евро.

Целую коллекцию авангардистки, предтечи поп-арта Яёи Кусамы привезла японская галерея Whitestone. Цены — от 7 000 евро за среднетиражную графику до 77 000 евро за уникальные работы. Графическая работа Йошитомо Нара «Спаси деревья» (1993) предлагалась за 46 000 евро. В той же Whitestone за 10 000 евро купили работу Кодзаки Масатакэ «Тогэн» (стояла красная отметка). Вообще, с тиражной графикой «имен» дело обстояло неплохо. На стендах можно было найти эстампы Уорхола, Вессельмана и даже «точечные» рисунки Дэмиена Хёрста.

В русском сегменте тоже было на что посмотреть. Галерея «Триумф», расположившаяся на самом лучшем месте, встречала зрителей эффектными пупсами AEC+Ф. За безупречно сделанные скульптуры наших мировых звезд просили 40 тысяч евро.

В галерее «Ираги» можно было купить графику Валерия и Натальи Черкашиных из серии «Башни Нью-Йорка» — 4 600 евро. Там же были симпатичные рисунки Павла Пепперштейна.

Понравился абсурдистский реализм Рината Волигамси (в Галерее 11.12, цены 14–16 тысяч долларов). Его сюжеты многих, кстати, останавливают: кажется, что бабушка кормит голубей, а приглядишься — тиранозавриков. В той же 11.12 приковывает взгляд заряженный, жесткий экспрессионизм Макса Башева, в частности его переосмысление тайной вечери (22 тысячи долларов).

Наконец, в английской галерее Whitespace можно было посмотреть микровыставку Тимура Новикова — картины и тиражную графику. Последняя стоила в диапазоне от 700 до 1 500 евро за большой лист. У галереи очень хороший ассортимент графики, и галеристка уточнила, что вещи происходят из семьи.

Многие посетители АРТ-МОСКВЫ поднимались заодно и этажом выше. В тех залах выставляется преимущественно традиционное искусство наших дней. Но были и эпатажные проекты. Так, художники группы CF Art показывали самый дорогой арт-объект России — 12-килограмовый «Золотой слиток», произведение, обеспеченное реальной товарной ценностью (по курсовой стоимости золота около 730 тысяч долларов).

Параллельно художник Денис Саунин и продюсер Георгий Мамин проводили скупку идей у населения. За хорошую концепцию обещали 10 000 долларов, и деньги, как говорят, у них есть. За несколько дней выставки в копилку концепций было брошено около 30 идей, из которых мало-мальски вменяемых оказалось 3–4, а серьезное предложение только одно. Но лиха беда начало, в целом идея скупки концепций показала, что имеет право на существование и будет жить. Можно сказать, что третий этаж сильно выиграл от присутствия CF Art группы: и посетители чаще всего фотографировались на фоне золотого слитка и композиции из стекла под названием «Глобализация. Женщины, которых мы потеряем», да и некоторые СМИ проиллюстрировали их изображениями сюжеты о ярмарке. В итоге две стеклянные картины были проданы по 12 тысяч евро. Кстати, эти две работы — часть полиптиха и их не предполагали продавать по отдельности, но спрос есть спрос. По словам Георгия Мамина, идея выставиться в ЦДХ во время проведения АРТ-МОСКВЫ абсолютно оправданна: после осмотра экспозиций участников ярмарки довольно много посетителей добирается и до третьего этажа. Большинство из них — это обычные любители искусства, которых не интересуют покупки, но есть и те, кто совсем не прочь пополнить коллекцию. Немного жаль только, что обе стеклянные композиции не останутся в России.

Вот как-то так. Резюме? Лучше или хуже, но ярмарка состоялась в заявленные сроки и прошла не с пустыми трибунами. Хотелось бы больше русских участников? Дело наживное. В текущей ситуации все, что ни делается, все к лучшему. Очевидно, у тех, кто не вешает нос, а системно работает, получаться будет все больше и больше.

 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20120924_art_moscow.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20120924_art_moscow.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх