Art Investment

Художники и цены

Арт-ярмарки и онлайн-аукционы против традиционных галерей: кто победит?

Традиционная модель торговли предметами искусства через галереи приходит в упадок — таковы данные нового доклада Международной конфедерации ассоциаций арт-дилеров CINOA (Confédération Internationale des Négociants en Oeuvres d’Art). В исследовании, проведенном ведущим специалистом компании Arts Economics Клэр МакЭндрюс, говорится, что мировой рынок искусства продолжает расти, но глобализация берет свое и серьезно влияет на структуру рынка. В прошлом году коллекционеры потратили на искусство значительные суммы, а арт-дилеры, между тем, столкнулись со значительными изменениями процесса продаж.

Если верить результатам экономического анализа рынка, продажи на арт-ярмарках и онлайн-торгах постепенно перенимают эстафету у галерей и становятся самыми выгодными способами торговли произведениями искусства. Профессионалы констатируют: все меньше людей приходит в галереи с целью приобрести художественное произведение, так как мировой арт-рынок становится все более интернациональным и духу времени гораздо лучше соответствуют именно арт-ярмарки и продажи через Интернет.

«Естественно, мы гораздо больше сделок заключаем на ярмарках, чем в самой галерее», — рассказывает Доминик Леви (Dominique Lévy), директор нью-йоркской галереи L&M.

Андраш Чанто (András Szántó), эксперт и пишущий редактор The Art Newspaper, утверждает: «Ярмарки удачно воспользовались структурной слабостью галерейной системы, которая плохо развита и ориентируется исключительно на местные рынки». С ослаблением этих рынков во время экономического спада «большая часть дохода стала поступать от клиентов, которые не живут поблизости от вашего офиса: все больше сделок заключается на ярмарках», — вторит ему дилер Дэвид Цвирнер (David Zwirner).

По данным исследования, проведенного компанией Capgemini, азиатско-тихоокеанский регион за последнее время обогнал страны Запада по числу миллионеров. Следовательно, далеко не случаен тот факт, что Гонконгская арт-ярмарка, Art HK, 60%-ную долю которой в мае приобрели владельцы Art Basel, привлекла в этом году целое созвездие именитых западных дилеров.

Наступление ярмарок создает множество сложностей для арт-дилеров, и среди них на первый план выходят расходы на переезды и транспортировку, оплата услуг дополнительных сотрудников и обеспечение необходимого для участия в ярмарках числа произведений. Выдержит ли традиционная галерейная модель такие перемены, покажет будущее. Хотя, например, берлинский дилер Маттиас Арндт (Matthias Arndt) уже сейчас уверен: «Гораздо удобнее и интереснее работать в нетрадиционном формате, имея офис и выставочную площадку, где можно организовывать временные проекты». Арндт так и поступает: ранее в этом году он заявил, что отныне его галерея будет открываться лишь периодически на время новых экспозиций.

«Мы переживаем глобальный системный сдвиг, — комментирует ситуацию Андраш Чанто. — Расширение сферы деятельности аукционных домов и ярмарок делает систему галерей, какой она была в ХХ веке, неконкурентоспособной». Небольшое число галерей, такие как Gagosian, Hauser & Wirth, David Zwirner, «составляют исключение из этого правила, но как быть рядовым галереям?» — задается вопросом Чанто.

Согласно данным, приводимым МакЭндрюс, арт-дилеры и аукционные дома поделили в 2010 году рынок искусства поровну. Общее число дилеров в мире составляет около 375 тысяч, однако исследование показало, что на долю 2–5 процентов крупнейших из них приходится половина оборота всего галерейного бизнеса. Другая группа, приблизительно от 7,5 до 20 тысяч дилеров, в сумме зарабатывает в год около десяти миллиардов долларов, что составляет при ближайшем рассмотрении менее миллиона долларов на каждого. Оставшаяся — самая многочисленная группа галерей — приносит своим владельцам менее 30 000 долларов годового дохода.

Доминик Леви, однако, настроена довольно оптимистично по поводу будущего галерейного бизнеса. «Увеличение количества ярмарок просто бессмысленно. В конце концов они друг друга задушат», — считает она. По ее мнению, старомодные преимущества галерей — это как раз и есть ключ к их выживанию. «Секрет в том, чтобы информировать новых покупателей обо всех услугах — а галереи зачастую предлагают специальное обслуживание: доставку работ, их развеску, советы по их предоставлению на выставки, страховку и даже замену рам. Коллекционеры рано или поздно оценят эти преимущества. Правда, скорее поздно, чем рано», — добавляет Леви.

Активно продвигаются сейчас онлайн-аукционы, такие как арт-ярмарка VIP, Art.sy (финансируемый Дашей Жуковой и Венди Мердок (Wendi Murdoch)), Paddle8. «Онлайн-торги — это место реализации относительно дешевых работ… никто не собирается вкладывать большие суммы в произведения, которых не видел своими глазами», — рассказал нью-йоркский эксперт Кристоф Ван де Веге (Christophe Van de Weghe). «Комфортная цена для онлайн-торгов составляет около 100 000 долларов», — соглашается с Ван де Веге Александр Гилкс (Alexander Gilkes), один из соучредителей ресурса Paddle8.

Интересные данные Мак-Эндрюс приводит и по поводу послекризисного восстановления арт-рынка в 2010 году. Из доклада следует, что оно стало возможным только в результате продаж супердорогих произведений, поставляемых крупнейшими дилерами на торги основных аукционных домов. Рост рынка в 2010 году по сравнению с предыдущим годом составил 52 процента. Однако, если разобраться, оказывается, что собственно число сделок выросло лишь на 13 процентов, то есть выручка поднялась не за счет количества проданных работ, а из-за гигантских цен на отдельные произведения.

В целом глобализация медленно, но верно меняет расстановку сил на рынке. По результатам 2010 года, первое место в рейтинге общемировых продаж предметов искусства занимают США (34 %), на вторую строчку переместился Китай (23 %), вытеснив Великобританию на третье место (22 %). Франция, таким образом, смещается на четвертую позицию (6 % рынка). Кстати, Клэр МакЭндрюс полагает, что закон о праве следования, который в 2012 году должен вступить в силу во всех странах Евросоюза, в том числе в Британии, может пошатнуть позиции Туманного Альбиона как одного из лидеров рынка искусства. В докладе утверждается, что при новых условиях гораздо выгоднее будет продавать художественные произведения стоимостью более 40 000 евро на торгах в Нью-Йорке, где подобие европейского закона о праве следования действует лишь в штате Калифорния (о том, как относятся к закону о праве следования в США, читайте тут).

Источник: artinfo.com, theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20110803_rynok_iskusstva.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20110803_rynok_iskusstva.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».