Art Investment

Художники и цены

Актуальное искусство на Sotheby’s 12–13 мая. Что интересного?

Май в Нью-Йорке — это совсем уже жаркое лето (там и сейчас, в апреле, уже под 27 градусов). Лето — это еще и время традиционного снижения деловой активности, в том числе и на арт-рынке.

Аукционы актуального (в смысле contemporary) искусства, можно сказать, знаменуют закрытие сложного сезона, полного опасений и неожиданных результатов. В плане ценовых прогнозов для современного западного искусства вернее будет положиться на мнение составителей эстимейтов. Но с поправкой на существующие обстоятельства. Известно, что в период нестабильности цены на произведения современных художников второго и третьего эшелонов здорово «штормит». Ценовая коррекция происходит и на рынке «первых имен», но без обвального режима. Панический сценарий класса «пузырь неизбежно лопнет» не реализовался, а проявлениями коррекции, очевидно, следует считать стабильно более высокое, чем в прошлом сезоне, количество работ непроданных и проданных по нижнему эстимейту — последнее воспринимается уже как норма. А про умопомрачительные ценовые рекорды, ставшие «визитной карточкой» прошлых лет, на время придется позабыть.

Чем же для нас интересны предстоящие торги? Еще совсем недавно актуальное западное искусство в России было безнадежно заморской, в смысле культурно не близкой темой. Любопытство не конвертировалось в коллекционный интерес. Но сегодня многое изменилось: «Гараж» Жуковой, Галерея Гагосяна, «Красный Октябрь» Байбаковой и другие арт-институции за последний год обеспечили высокий уровень знакомства с западным контемпорари. Любопытно, что отдельные работы на предстоящих торгах или вещи похожего класса недавно показывались в Москве в рамках выставочных проектов. Так, многие узнают «Барочное яйцо» Джеффа Кунса или композицию из лампы Дэна Флэвина. Когда их привозила галерея Gagosian, цена была «шу-шу-не скажем». А теперь — пожалуйста. Шила в мешке не утаишь. Москвичи видели вживую и работу Жана-Мишеля Баскии, а в «Эритаже» не так давно на выставке «Язык формы» показывали фотоработу французского американца Дэвида Ля Шапеля с Памелой Андерсон (не конкретно эту, но из того же цикла). Впрочем, в данный обзор включены не только узнаваемые работы, а и те, что просто глянулись. Начнем с лотов из каталога вечерних торгов.

Узнаете «Барочное яйцо с бантом»? Вообще оно существует в пяти экземплярах. Но, судя по комментариям в аукционном каталоге, именно эту скульптуру Галерея Гагосяна привозила в Москву на выставку «То, что вам предстоит» (фоторепортаж с той выставки можно посмотреть здесь). Цена тогда публично не звучала, но были предположения, что эффектная штуковина может потянуть даже на 20 миллионов (рекорд Кунса 25 миллионов долларов). Теперь эстимейт известен официально. Он куда более консервативен, но все же не мал: 6–8 миллионов долларов. Работа входит в самый, пожалуй, внешне эффектный цикл Кунса «Торжество» (оттуда же знаменитое «Подвесное сердечко»). Для изготовления цикла исполинских скульптур 15 лет назад художник привлек 70 мастеров. Задача состояла еще и в том, чтобы сделать вещи безупречно технически. И решена была с блеском. Идейная составляющая цикла «Торжество» давно разобрана по ниточкам: возвращение в детство, наслаждение от простых радостей, самые яркие воспоминания, приятные открытия — калейдоскоп чувств, воплощенных в металле. Но когда видишь работы Кунса в первый раз, поражает даже не подоплека, а именно бесподобное техническое исполнение, фантастическая правдоподобность и вместе с тем чувство ирреальности, порожденное исполинскими размерами. А то, что он не собственноручно гнул металл, честно сказать, дело десятое.

Не именно это, но похожее посвящение Владимиру Татлину, выполненное знаменитым Дэном Флэвином, также можно было видеть в Москве на выставке Гагосяна. 1967 год — и при этом всегда, когда смотришь композиции Флэвина, ловишь себя на мысли, насколько же они современны. И в смысле «бедности» и «недолговечности» материала. И в смысле смелости замысла (в шестидесятых было куда сложнее остаться неосмеянным). И в смысле интерьерности, в существовании на стыке с дизайном. В «Гараже» конференции проходили в зале Флэвина, под светом разноцветных «дневных» ламп — и ничего, получилось вполне уютно.

«Краснокожий номер один» стал, пожалуй, главным экспонатом предаукционного показа Sotheby’s в Москве. Аукционный дом незадолго до прошедших русских торгов привез в столицу опорные лоты (Айвазовского, Григорьева и пр.) и заодно чуть-чуть западного искусства — как раз этого Баскию, а еще этого Уорхолла и Джакометти. Эффект получился неожиданным: иностранцы эмоционально «забили» все остальные экспонаты — как барабанщик скрипача. И особенно, конечно, отличился Баския. Его «Краснокожий» (в каталоге приводится версия, что это автопортрет, но мне напоминает, скорее, индейца в боевой раскраске) создан в 1982 году — на пике короткой творческой карьеры художника (1960–1988). Эстимейт назначен в 3–5 миллионов, и есть ощущение, что картина уйдет с превышением. Наследие Баскии не так уж велико, а споров по поводу «дутости» его фигуры становится все меньше.

На предстоящем Sotheby’s будет продаваться несколько работ признанного немецкого мастера Герхарда Рихтера (входит в ценовой топ-5 ныне живущих художников). Например, эффектная узнаваемая абстракция 1984 года с верхним эстимейтом 2,5 миллиона долларов. По работам такого класса вопросов уже не возникает. А вот лот 25 в моих записках был помечен как «наглый Рихтер». Чтобы сразу понятно было, о чем идет речь: двухметровая беспредметная композиция «Зеркальная картина». Двухметровая стеклянная витрина, покрашенная бурым пигментом. То есть однотонная. И все. Эстимейт меж тем 600–800 тысяч долларов. Ну-ну.

Дневные торги Sotheby’s, которые пройдут днем позже, 13 мая, содержат лоты и возмутительные, и эффектные, и просто забавные.

Пример «возмутительного» — компактная версия скандальной скульптуры Маурицио Каттелана La Nona Ora. Имеется в виду та самая композиция с поверженным в результате падения метеорита Папой Римским Иоанном Павлом II. В 1999 году работа наделала много шума. А спустя несколько лет Каттелан сделал тираж таких lights-версий: без драпировок, раскраски и маленького размера. Зато эстимейт совсем немаленький, минимум четверть миллиона. Удивительно. Понятно, что скандальный оригинал уже вошел во все книжки по актуальному искусству. И от этого никуда не деться. Но вот кому могут понадобиться гипсовые сувениры, выпущенные по его мотивам за четверть миллиона, — это вопрос.

Тем более что в рамках того же эстимейта можно будет побороться за скульптуру куда более позитивную. «Загорающая» работы Дуэйна Хэнсона, как видите, представляет собой полномасштабную тетеньку в купальнике на шезлонге. Очень реалистичную. Утром на больную голову с такой вполне можно и поздороваться. Работа в свое время была куплена в галерее Саатчи. Но сказать, что имя Хэнсона не сходит с первых полос газет, — означает сильно погрешить против истины. «Загорающих» было сделано всего три. Так что если скупить весь тираж, то можно оформить вполне такой интересный пляжик.

«Акула 7» Роберта Лонго невероятно мощная вещь, поэтому и украсила обложку каталога. Почти два с половиной метра завораживающей первобытной силы и неукротимой агрессии на почти два метра ужаса. Работа выполнена в довольно необычной для современного искусства технике — углем по бумаге. А фотореалистичное качество означает высокую трудоемкость процесса, тоже не характерную для актуального искусства. Эстимейт работы с обложки относительно невелик — 200–300 тысяч долларов.

Если для акулы Лонго место в квартире придется тщательно выбирать, то «Обнаженная номер 2» Тома Вессельмана — универсальный вариант. Это просто какой-то «Вессельман для детской комнаты». Чем и обратил на себя внимание. Вещь для такого художника не просто скромная, а целомудренная. А вот хороша ли такая нетипичность? Мне кажется, что не очень. Впрочем, поклонники более жесткого и более привычного Весельмана на этих торгах смогут выбрать другие его работы, по душе.

Скульптура Марка Куинна «Медитация с мыслями о несбыточном» сразу стала украшением виртуального собрания «Изображение черепа в искусстве» на форуме ARTinvestment.RU. Очень эффектная скульптура персонажа, который, очевидно, истлел в позе лотоса, была совсем недавно приобретена в модной лондонской галерее White Cube. И считай, тут же выставлена на аукцион. Пройдет ли такая явно спекулятивная сделка? Наверное, пройдет. Уж больно невелик эстимейт по меркам этого рынка — 70–100 тысяч долларов. Кстати, у этого эффектного бронзового «йоги» есть еще пять братьев-близнецов.

Работы американского художника французского происхождения Дэвида Ляшапеля в Москве можно было видеть, например, на выставке «Язык формы» в галерее «Эритаж». Фото постановочные, с «селебритиз», но назвать их откровенно «гламурными» что-то мешает. Наверное, потому что во всех вещах Ляшапель не забывает про движение. Даже ростовой портрет получается у него стремительным. Фото Памелы во всей красе оценено в 25–35 тысяч долларов. Вообще, цены примерно и в 40 тысяч долларов для подобных фотографий Ляшапеля на аукционах не предел. По крайней мере так было совсем недавно.

А настроения покупателей на пороге восстановления мировой экономики узнаем уже совсем скоро — сразу после майских, по сводкам из солнечного Нью-Йорка.

Источник: sothebys.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090430_sothebys_may.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090430_sothebys_may.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886–1958) Эскиз грима Гоцмаха для спектакля «Блуждающие звёзды» по роману Шолом-Алейхема в постановке А. В. Азарх-Грановской. 1941 (30,2 × 21,3 см)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Оксана Михайловна Асеева. 1981 (58 × 45 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

[МУХИНА В. И.] Скульптура «Меркуцио (Артист С. Г. Корень в роли Меркуцио в балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»)». Модель 1948. 1949 (41 × 17 × 12 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».