Всадник

1920–1924, Казань

Члены: М. Г. Андреевская, М. В. Барашов (Барашев), А. В. Бутин, В. Э. Вильковыская (Вильковиская), П. Е. Корнилов, М. И. Меркушев, Д. П. Мощевитин, А. Г. Платунова, И. Н. Плещинский, Н. М. Сокольский, И. Стаднюк, Д. М. Фёдоров, С. С. Федотов, К. К. Чеботарёв, Н. С. Шикалов.

Выставки: 1-я (1920, Казань); 2-я государственная выставка живописи, скульптуры и архитектуры (1921, Казань); выставка современной русской графики (1922, Казань); «Русский книжный знак» (1923, Казань).

Возник осенью 1920 на основе граверного класса Казанских государственных художественных мастерских (бывшая Казанская художественная школа). Название призвано было провести параллель с мюнхенским «Синим всадником» и творчеством немецких экспрессионистов, на которое в значительной степени ориентировались участники. Эмблемой выбрана гравюра И. Н. Плещинского с изображением всадника в рабочей блузе. Председателем стал И. Н. Плещинский, товарищем председателя — Н. С. Шикалов, секретарем — Д. М. Фёдоров.

Коллектив выпускал графический альманах «Всадник» (№№ 1–4), а также малотиражные альбомы и папки (30–50 экземпляров), в том числе: «Восточный орнамент» (1920), «Трое. А. Платунова, К. Чеботарёв, Д. Мощевитин» (1922), «Автографы» (1922), «Казанские книжные знаки» (1923); авторские альбомы: «Литографии», «Офорты» (оба — 1920), «18 автолитографий» (1921) И. Н. Плещинского; «Виньетки», «Графика» (оба — 1921), «Сказки» (1922) А. Г. Платуновой; «Революция» (1921), «Эскизы» (1922) К. К. Чеботарёва; «Лица» В. Э. Вильковиской (1922), «Около казанской рампы», «Мастфор» (оба — 1923) М. В. Барашова и другие. Готовились к изданию: «Казань в цветных гравюрах», «Офорты» Н. С. Шикалова, «Графика» Д. М. Фёдорова. Участники также активно занимались оформлением книг для сторонних издательств.

В первом номере альманаха была помещена статья И. Н. Плещинского и Н. С. Шикалова «Геройству будней», в которой художники сформулировали программу коллектива — развитие гравюры как самостоятельного искусства, создание в России так называемой «книги художника»: «Сплотившись в графический коллектив, вооруженный желанием реализовать творческую энергию художника и выявить свою личность в современности, альманахами и отдельными авторскими папками… Начиная с клише, каждый оттиск во всех стадиях своего развития выполнен самим автором и носит в себе характер его творческой личности, рожденной современностью. Так мы идем к тому, когда в художнике соединяется в одно артист и рабочий. В России почти совершенно не знают книги, иллюстрации которой были бы выполнены самим художником в его Графической мастерской. Фото-механический процесс воспроизведения художественной мысли вытеснил собой мастерство и вкус автора… мы сегодня, умудренные опытом отцов, возвращаемся к младенческим годам иллюстрации, когда художник-график, закрепив резцом на доске свою мысль, сам же выявлял ее и дальше, осуществляя до конца свои задания».

Общество провело одну выставку в конце 1920 года, 5 художников экспонировали 116 работ (рисунки, акварели, литографии, линогравюры, офорты, ксилографии). Выставка сопровождалось изданием каталога. Во вступительной статье «Графическое искусство» Н. С. Шикалов писал: «Перед современными художниками графиками… стоит задача разрабатывать ее (гравюру. — Прим. авт.) как самостоятельное и высокое искусство, дав ей свой законы и свой графический стиль. Наш Коллектив объединен исканием этого стиля…»

В 1921 после гибели Н. С. Шикалова и М. Г. Андреевской (их посмертная выставка состоялась в июле 1921), а также отъезда из Казани И. Н. Плещинского и М. И. Меркушева, группа была преобразована в «Графический коллектив Казанских государственных художественных мастерских»). Во второй состав «Всадника» вошли Д. П. Мощевитин, А. Г. Платунова, С. С. Федотов, К. К. Чеботарёв, М. В. Барашов и искусствовед П. Е. Корнилов. В 1924 коллектив прекратил существование.

Источники:

1. Архумас. Казанский авангард 20-х. Каталог выставки. ГМИИ РТ, галерея «Арт-Диваж». М., 2005.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 65.
3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 48–49.

  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх