Саврасов Алексей Кондратьевич
1830–1897

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич

12 мая 1830 (Москва) — 26 сентября 1897 (Москва)

Живописец, график

  • Саврасов Алексей Кондратьевич

Родился в семье торговца. В 1844–1850 учился в МУЖВиЗ (с перерывами) у К. И. Рабуса. В 1850 за картину «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и два вида с натуры получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника. В 1854 по приглашению великой княгини Марии Николаевны, президента ИАХ, вызван в Петербург для создания видов ее усадьбы «Сергиевское». В том же году за картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» был удостоен звания академика.

Жил и работал в Москве. В 1849 и 1852 совершил поездки на юг России и Украину. Экспонировал свои работы на выставках МУЖВиЗ (1851–1866, с перерывами) и ИАХ (1854–1878, с перерывами). Принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств и Общества поощрения художников. В 1866 за пейзаж «Зима» получил вторую премию МОЛХ, в 1870 за картину «Лосиный остров в Сокольниках» и в 1871 за «Вид Волги под Юрьевцем» — первые премии МОЛХ. В 1868 за «Осенний вид в окрестностях Москвы» и в 1871 за «Вид Нижнего Новгорода» награжден вторыми премиями ОПХ.

В 1861 был командирован МОЛХ в Петербург для транспортировки в Москву картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». В 1862 на средства МОЛХ совершил поездку в Англию для ознакомления с Всемирной выставкой в Лондоне, на обратном пути посетил Данию, Францию, Германию. Некоторое время жил в Швейцарии. В 1867 ездил на Всемирную выставку в Париж. В 1870–1875 регулярно путешествовал по Волге, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, под Казанью, близ Жигулей. В те же годы был в Переславле-Залесском, на Оке и Керженце. Неоднократно посещал Троице-Сергиеву лавру и пушкинские места в Псковской губернии. В 1867 совместно с В. Е. Маковским, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, В. В. Пукиревым и другими участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни».

В 1870 стал одним из основателей и экспонентов ТПХВ; представил на первой выставке Товарищества (1871–1872) картину «Грачи прилетели», которая принесла художнику широкую известность. С 1872 — член Правления Товарищества, в 1873 — кассир и распорядитель московского отделения. После 1882 практически отошел от выставочной деятельности.

В 1857–1882 руководил пейзажным классом в МУЖВиЗ. Среди его учеников — Л. Л. Каменев, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский и другие. Совместно с Пукиревым подготовил «Курс рисования» для Училища (1869). В 1885–1887 как иллюстратор сотрудничал в московских журналах «Радуга» и «Эпоха».

Ретроспективные выставки Саврасова состоялись в 1947, 1980, 2005–2006 в Москве (все — в Государственной Третьяковской галерее), в 1963 — в Ленинграде (Государственный Русский музей).

Саврасов — выдающийся русский художник второй половины XIX века, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже.

В его ранних произведениях (1850-е) преобладают романтические черты, им свойственен повышенный интерес к передаче эффектов ночного или вечернего освещения, резкие контрасты переднего и заднего планов. В 1850-х — 1860-х Саврасов перешел к более спокойным, повествовательным образам, композиционной и колористической ясности. 1870-е — время расцвета творчества художника, когда были созданы наиболее известные его картины «Грачи прилетели», «Лунная ночь. Болото» (обе — 1870), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), «Сухарева башня» (1872), «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок» (обе — 1873), «Радуга» (1875) и другие.

Творческое наследие Саврасова достаточно обширно. Вместе с тем нельзя не отметить его неоднородности. На антикварном рынке часто встречается так называемый «пьяный Саврасов» — работы позднего периода, в которых заметно снижение профессионального мастерства: им свойственны несогласованность колорита, ошибки в рисунке. Часто это авторские копии картин более раннего времени.

Произведения Саврасова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

АДЛИВАНКИН, Самуил Яковлевич (1897–1966) Обнаженная модель в мастерской. 1946
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
КРИВОНОСОВ Владимир Алексеевич (1938–1994) Сталевар. 1970
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
ВОРОНОВА Люся (1953) Космос. Процветание. 2019
Текущая ставка
80 000 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх