Саврасов Алексей Кондратьевич
1830–1897

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич

12 мая 1830 (Москва) — 26 сентября 1897 (Москва)

Живописец, график

  • Саврасов Алексей Кондратьевич

Родился в семье торговца. В 1844–1850 учился в МУЖВиЗ (с перерывами) у К. И. Рабуса. В 1850 за картину «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и два вида с натуры получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника. В 1854 по приглашению великой княгини Марии Николаевны, президента ИАХ, вызван в Петербург для создания видов ее усадьбы «Сергиевское». В том же году за картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» был удостоен звания академика.

Жил и работал в Москве. В 1849 и 1852 совершил поездки на юг России и Украину. Экспонировал свои работы на выставках МУЖВиЗ (1851–1866, с перерывами) и ИАХ (1854–1878, с перерывами). Принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств и Общества поощрения художников. В 1866 за пейзаж «Зима» получил вторую премию МОЛХ, в 1870 за картину «Лосиный остров в Сокольниках» и в 1871 за «Вид Волги под Юрьевцем» — первые премии МОЛХ. В 1868 за «Осенний вид в окрестностях Москвы» и в 1871 за «Вид Нижнего Новгорода» награжден вторыми премиями ОПХ.

В 1861 был командирован МОЛХ в Петербург для транспортировки в Москву картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». В 1862 на средства МОЛХ совершил поездку в Англию для ознакомления с Всемирной выставкой в Лондоне, на обратном пути посетил Данию, Францию, Германию. Некоторое время жил в Швейцарии. В 1867 ездил на Всемирную выставку в Париж. В 1870–1875 регулярно путешествовал по Волге, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, под Казанью, близ Жигулей. В те же годы был в Переславле-Залесском, на Оке и Керженце. Неоднократно посещал Троице-Сергиеву лавру и пушкинские места в Псковской губернии. В 1867 совместно с В. Е. Маковским, В. Г. Перовым, И. М. Прянишниковым, П. М. Шмельковым, В. В. Пукиревым и другими участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни».

В 1870 стал одним из основателей и экспонентов ТПХВ; представил на первой выставке Товарищества (1871–1872) картину «Грачи прилетели», которая принесла художнику широкую известность. С 1872 — член Правления Товарищества, в 1873 — кассир и распорядитель московского отделения. После 1882 практически отошел от выставочной деятельности.

В 1857–1882 руководил пейзажным классом в МУЖВиЗ. Среди его учеников — Л. Л. Каменев, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский и другие. Совместно с Пукиревым подготовил «Курс рисования» для Училища (1869). В 1885–1887 как иллюстратор сотрудничал в московских журналах «Радуга» и «Эпоха».

Ретроспективные выставки Саврасова состоялись в 1947, 1980, 2005–2006 в Москве (все — в Государственной Третьяковской галерее), в 1963 — в Ленинграде (Государственный Русский музей).

Саврасов — выдающийся русский художник второй половины XIX века, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже.

В его ранних произведениях (1850-е) преобладают романтические черты, им свойственен повышенный интерес к передаче эффектов ночного или вечернего освещения, резкие контрасты переднего и заднего планов. В 1850-х — 1860-х Саврасов перешел к более спокойным, повествовательным образам, композиционной и колористической ясности. 1870-е — время расцвета творчества художника, когда были созданы наиболее известные его картины «Грачи прилетели», «Лунная ночь. Болото» (обе — 1870), «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), «Сухарева башня» (1872), «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок» (обе — 1873), «Радуга» (1875) и другие.

Творческое наследие Саврасова достаточно обширно. Вместе с тем нельзя не отметить его неоднородности. На антикварном рынке часто встречается так называемый «пьяный Саврасов» — работы позднего периода, в которых заметно снижение профессионального мастерства: им свойственны несогласованность колорита, ошибки в рисунке. Часто это авторские копии картин более раннего времени.

Произведения Саврасова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

﴾XXI век﴿ ВИНОГРАДОВ Леонид Николаевич (1938) Окно. 1991
Текущая ставка
24 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
ТЫРСА Николай Андреевич (1887–1942) Стоящая обнаженная. 1910-е
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ РЫЖИК Юрий Михайлович (1936) Нагатинская набережная. 2008
Текущая ставка
8 000 RUB
Окончание торгов
21 Фев. 2020 12:00:00
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 10.02.2020 Коллекции в единоличном владении. Наследство. Отчет ArtTactic AI анализирует данные отчета ArtTacic Single Owner Collections Auction Analysis Report о продажах на публичном рынке коллекций, некогда находившихся в единоличном владении
  • 10.02.2020 «XXI век. Современное российское искусство» — II Представляем творчество современных художников: Азама Атаханова, Галины Быстрицкой, Алексея Ваулина Виктора Лукина, Сергея Максютина, Александра Савко, Александра Сигутина, Елены Утёнковой-Тихоновой, Юрия Хоровского, Елены Щепетовой
  • 10.02.2020 Художник недели: Яков Чернихов Его девиз «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» олицетворяет сегодняшний день, а творческое наследие вдохновляет не только архитекторов, но и специалистов различных сфер визуальной культуры
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх