1949
Окончила Киевский государственный художественный институт (1973).
Живет и работает в Москве (с 1980).
Член Союза художников СССР (1987).
Участник отечественных и зарубежных выставок (с 1987).
Лауреат премии «Мастер» (2003).
Избранные персональные выставки: «Преображение. Нижнетагильские хайку» (2001, совместно с Владимиром Сальниковым, Нижнетагильский художественный музей, Нижний Тагил), The Resurrection of Things, The Spiritual Life of Things (2002, Galleri Enkehuset, Стокгольм, Швеция), «Дави гадов!» (2005, редакция журнала «Пинакотека», Москва), «О бессмертии» (2008, галерея Paperworks, Москва), «Отделять и связывать» (2009, Ravenscourt Galleries, Москва — Лондон), «Зима накануне Потопа» (2010, галерея Pop/off/art, Москва), «Современный антиквариат» (2015, галерея Веры Погодиной VP Studio, Москва), «Их нельзя удержать, ухватить или использовать» (2016, Крокин галерея, Москва), «Нераздельные и неслиянные» (2018, ГЦСИ, Калининград), «Пролетая над разбитой вазой Йоко Оно» (2019, галерея Максима Боксера, «Перелетный кабак», Москва).
Избранные групповые выставки: выставка современных российских художников «Пейзаж» (1998, ГЦСИ, Плесский государственный музей пейзажной живописи, Плес, в рамках фестиваля искусств «Пушкин и современность»), Femininity’s redress (2003, The C.A.S.E. Museum of Contemporary Russian Art, Джерси-Сити, США), «Горизонты реальности» (2003, Museum van Hedendaagse Kunst, Антверпен, Бельгия)
Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры РФ (Москва), Государственного центра современного искусства (Москва), Новокузнецкого художественного музея (Новокузнецк), Нижнетагильского музея изобразительных искусств (Нижний Тагил), Орловского музея изобразительных искусств (Орел), Ставропольского областного музея изобразительного искусства (Ставрополь), Калининградского музея изобразительных искусств (Калининград), Дома-музея А.П. Чехова (Ялта), в коллекциях арт-медиа центра «TV-галерея» (Москва), Великого Герцога Люксембурга (Люксембург).
Нина Котёл. Прямая речь: Что же такое вещь? Как она живет, действует, как выстаивается диалог между мной и вещью, вещами? Их диалог друг с другом? Я констатирую другую реальность с любовью и любопытством.
Владимир Сальников. Прямая речь: Комментируя свои работы, Нина говорит, что вещи таинственны, что они не понятны ей. Становятся ли они понятнее ей в ходе и во время ее работы по их изображению? Накапливается ли в ее разуме, в ее словах или в ее произведениях какое-нибудь понимание? Сохраняется ли оно в прямоугольниках бумажных листов и натянутых на деревянные каркасы холстах?
В этих картинах вещи видятся нам сосредоточенными и замкнутыми на самих себе, непроницаемыми, но сохраняющими для нашего разума иллюзию какой-то предсказуемости. Расстояние между наблюдателем и предметом в картинах Нины Котёл значительно сокращено: вещи почти касаются нашей кожи, они уже находятся в ареале интимности, в который, как в пограничные воды, мы не готовы допустить кого попало. Мы отражаемся в них. Мы стараемся подмять их под себя, но они не безобидны, и на коже остаются царапины, их никогда не удается до конца рассмотреть, охватить, удержать, или использовать.
Каждая ее картина — попытка приручения вещей. Но, как видно, и после проведенной художницей переделки, вследствие вторичного одомашнивания, если это предметы домашнего обихода (очищенные от каких-то пугающих черт), они остаются до конца не освоенными. И если не «все равно в лес смотрят», то при каждой нашей попытке заглянуть в их «совсем человеческие глаза» мы обнаруживаем пустые и бессмысленные пространства, где мы всегда лишние.
Открыт 122-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство»
Открыт 58-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Открыт 37-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Открыт 32-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Открыт 28-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Открыт XXI аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Персона недели: Нина Котёл
Открыт очередной кураторский аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе