1914–1955
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Николай Владимирович, Шталь фон Гольштейн
Живописец, график
Происходил из дворянской семьи; сын последнего коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии барона В. Шталь фон Гольштейна. В 1919 вместе с семьей эмигрировал в Польшу. В 1922 осиротел. В 1922 при посредничестве крестной матери усыновлен семьей бельгийских католиков.
В 1932–1936 учился в Бельгийской королевской академии наук и искусств. В 1936 переехал в Париж. Продолжил образование в Сорбонне и студии Ф. Леже. Путешествовал по Франции, Испании, Северной Африке. В 1936 провел первую персональную выставку в Брюсселе.
В начале Второй Мировой войны (1939) записался добровольцем в Иностранный легион, служил в Тунисе. После демобилизации в 1941 поселился в Ницце; сблизился с Х. Арпом, С. и Р. Делоне. В 1943 вернулся в Париж, познакомился с Ж. Браком. В 1944 вместе с В. В. Кандинским участвовал в выставке абстрактного искусства в галерее «Эскис», в 1945 провел в Париже персональную выставку; эти экспозиции принесли художнику широкую известность.
Последние годы жизни переживал тяжелый нервный кризис; с 1952 жил и работал в уединении в Антибе, где купил дом и устроил мастерскую. В 1955 покончил жизнь самоубийством. Оставил значительное эпистолярное наследие.
Мемориальные выставки были организованы в Национальном музее современного искусства в Париже, Кунстхаузе в Цюрихе, Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, бостонском Музее изящных искусств, Художественном институте в Чикаго.
В 2003 в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) прошла ретроспективная выставка произведений художника.
Николя де Сталь — один из наиболее значительных мастеров послевоенного европейского искусства. В ранних работах (вторая половина 1930-х) чувствуется увлечение византийской живописью, влияние П. Сезанна, А. Матисса, П. Пикассо, Х. Сутина. В начале 1940-х художник обратился к нефигуративному искусству, близкому поискам абстрактного экспрессионизма и ташизма. Для произведений этого времени характерны намеренное упрощение, деформация форм, темный колорит, экспрессивная «конвульсивная» манера письма. В конце 1940-х — начале 1950-х характер творчества изменился: в нем снова появилась фигуративность, более светлой стала палитра.
Несмотря на сравнительно короткий период активной художественной деятельности творческое наследие Де Сталя весьма обширно: более тысячи живописных произведений, множество рисунков, гравюр, коллажей.
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в Национальном музее современного искусства (Центр Ж. Помпиду), Музее Орсэ в Париже, галерее Тейт в Лондоне и других (большая часть работ, созданных в 1930-х, была уничтожена самим автором, поэтому ранний период почти не представлен в музейных собраниях).
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе