1896–1983
ВСЕ РАБОТЫ 334
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье церковного певчего. В 1909 поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, где обучался анатомии у В. Е. Савинского и осваивал техники гравюры под руководством В. В. Матэ. Параллельно посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств.
В 1915, после завершения обучения, призван в армию. Служил в Первом авиационном полку, затем Управлении военно-воздушного флота. В 1916 демобилизован. В 1916–1917 познакомился с К. С. Малевичем, В. Е. Татлиным, П. Н. Филоновым, М. В. Матюшиным, В. В. Кандинским, увлекся авангардистскими теориями и идеями и стал активно пропагандировать новое искусство. Тогда же исполнил первые абстрактные картины. В 1917 работал над декорированием интерьеров артистического кабаре «Привал комедиантов». В 1918 создал эскизы костюмов и декораций к балету «Упманн, или Курительная шутка» на музыку А. С. Лурье в Царскосельском китайском театре, участвовал в оформлении пьесы В. В. Маяковского «Мистерия-буфф», проиллюстрировал брошюру Н. Н. Пунина «Бедные люди».
Наряду с другими художниками принял участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, создал декоративные панно «Европа» и «Азия» для Исаакиевской площади. Некоторое время занимался в мастерской Татлина на Остоженке, в частности помогал ему в работе над памятником III Интернационала. В 1919 принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусства.
В 1919–1920 жил в Казани, был арестован ЧК по подозрению в дезертирстве и несколько месяцев провел в тюрьме. В конце 1920 — начале 1921 преподавал в Казанском художественном училище. В 1921–1927 работал в петроградском Музее художественной культуры и руководил экспериментальной секцией Гинхука, где в 1921 прочитал доклад, призывающий к объединению всех авангардистов. Экспонировал свои работы на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине в 1922, на выставке картин петроградских художников всех направлений в 1923, на 14-й Международной выставке искусств в Венеции в 1924.
Усиление нападок на левое искусство вынудило Мансурова покинуть СССР. В 1928 художник выехал в Рим с персональной выставкой и не возвратился. В 1929 поселился во Франции. При поддержке Р. Делоне начал создавать рисунки для тканей и вскоре добился в этой области известности, став сотрудничать со многими известными парижскими домами высокой моды: Chanel, Hermes, Lanvin и другими. В то же время его абстрактная живопись не имела успеха в Европе, в 1930-х художник вернулся к традиционной манере. В 1936 принял участие в выставке русских художников в парижской галерее «Зак».
В конце 1940-х вернулся к экспериментам в духе 1920-х, создавал конструктивистские полотна и коллажи, часто с наложением выпуклых элементов, писал «трехмерные» и «двухсторонние» картины. Следующий этап в творчестве Мансурова совпал с возрождением интереса к абстракционизму в конце 1950-х и принес ему мировую известность. В 1957 он принял участие в большой выставке, посвященной 50-летию абстрактного искусства в парижской галерее «Крез». В 1972 в Музее современного искусства в Париже прошла ретроспектива его творчества. Был представлен также на выставке «Москва — Париж», состоявшейся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981. Мемориальная выставка Мансурова состоялась в 1995 в Государственном Русском музее.
Мансуров в своем творчестве стремился к радикальному обновлению языка искусства. На его индивидуальную манеру оказали влияние идея утилитарной экономичности создаваемых форм Татлина, супрематизм Малевича, концепция пластического пространства Матюшина и принцип «сделанности» Филонова. Свои произведения нередко обозначал термином «живописной формулы» (позаимствованным у Филонова) — как правило, вертикальные композиции, построенные на сочетании геометрических и линейных элементов, нередко с объемными вставками и элементами коллажа.
Произведения Мансурова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее современного искусства в Париже.
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846–1920) Настя и Аннушка. 13 июня 1907 (22,8 × 16,7 см)
сделать ставкуМУРАВЬЁВ Владимир Леонидович (1861–1940) В зимнем лесу. Волк. Заяц. Диптих. Первая четверть XX века (29,7 × 17,7; 29,7 × 17,5 см)
сделать ставкуДЕНИСОВ Василий Иванович (1862–1922) Осень. 1910-е (57 × 75 см)
сделать ставку