Выставка Зинаиды Серебряковой в Казани
В Национальной Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле открылась выставка «Зинаида Серебрякова. Собрание Государственного Русского музея», состоящая из 66 произведений живописи и графики
В Национальной Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле открылась выставка «Зинаида Серебрякова. Собрание Государственного Русского музея».
Зинаида Евгеньевна Серебрякова — одна из первых выдающихся женщин-художниц, вошедших в историю живописи. Будучи наследницей двух известнейших родов, Бенуа и Лансере, которые внесли неоценимый вклад в историю русской культуры, она продолжила путь создания новой классики в изобразительном искусстве. Ее жизнь в России была связана с родовым имением Нескучное в Харьковской губернии, Петербургом и Царским Селом, за рубежом — с Францией, Бретанью, путешествиями в Марокко.
Путь в большое искусство был естественным и органичным. В своем творчестве З. Е. Серебрякова ориентировалась на классическую ясность живописного языка эпохи Возрождения и древнерусское искусство, художественные принципы А. Г. Венецианова , в которых ее пленяла чистота и целомудренность образов, их органическая связь с природой и землей. Серебрякова стояла в стороне от новых, бурно развивавшихся в то время направлений в искусстве начала XX века — кубизма, экспрессионизма, футуризма. Ее творчеству всегда была присуща ясность и гармоничность художественного языка, чистота цвета.
В жизни художницы была прекрасная пора, связанная с родиной, родовым гнездом, созданием семьи и рождением детей, осмыслением своего творчества в мире искусства, выступлением на первых выставках. Дальнейший творческий путь художницы неразрывно связан с ее полной драматизма жизнью: смерть близких, революция, нищета, эмиграция, разлука с детьми. И «духовное возвращение» на родину в конце жизни, в 1966 году, когда в СССР — в Москве, Ленинграде и Киеве — прошли ее персональные выставки, ставшие триумфальными и заслуженно вернувшие имя прекрасного художника в историю искусства страны.
Выставка Зинаиды Серебряковой из собрания Государственного Русского музея — первое знакомство татарстанского зрителя с творчеством выдающейся художницы. Русский музей Санкт-Петербурга — хранитель одной из крупнейших коллекций художницы, в которой насчитывается 60 живописных и около 200 графических произведений, отражающих все этапы творчества художницы. Коллекция произведений З. Е. Серебряковой формировалась в Русском музее на протяжении всей жизни мастера. Первые приобретения были сделаны музеем в 1911 году со знаменитой выставки «Мир искусства», открывшей имя Серебряковой. Другими источниками формирования явились собрания детей художницы — Татьяны и Евгения Серебряковых, а также произведения, закупленные с персональной выставки в Ленинграде в 1966 году.
Экспозиция в Казани, состоящая из 66 произведений живописи и графики, дает возможность познакомиться с различными периодами и основными темами, в которых работала З. Серебрякова. Здесь работы, написанные в родовом имении Нескучное под Харьковом. Полотна этого периода обращены к крестьянской теме — «Уборка хлеба. Жатва», «Крестьяне», этюды к знаменитому полотну «Беление холста». Великолепны ее автопортреты — в Казани представлен ее автопортрет 1911 года.
З. Серебрякова оказалась первым в России художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести. Эту тему художница разрабатывала, когда создавала панно для Казанского вокзала в Москве (для участия в проекте З. Серебрякову пригласил ее дядя, А. Н. Бенуа , но проект остался нереализованным из-за революционных событий 1917 года). На выставке также представлены работы, созданные в Петрограде, в которых З. Серебрякова открыла для себя новую тему — балет («Балетная уборная. Балет “Лебединое озеро”», «Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном» и др.).
И наконец, работы, созданные в период эмиграции, во Франции. Парижский период творчества З. Серебряковой долгое время оставался малоизвестным, в советское время имя художницы замалчивалось, но этот период был временем надежд на возвращение, на встречу с детьми. Уезжая, она думала, что покидает родину на несколько месяцев. Оказалось — навсегда. Но, даже находясь вдали от родины, в Париже, З. Серебрякова продолжала развивать те же любимые темы: она пишет бретонских рыбаков и торговок («Старый рыбак»), восточных женщин («Марокканка в белом»), марокканских детей («Негритянские дети»). Творчество Зинаиды Серебряковой — это целый мир, мир светлый, напоенный красками и цветом. При этом нельзя говорить об идеализме художницы: она видит и тревоги, и беды этого мира. Но чистая радость живописного мастерства была столь велика в ней, что она преображала весь ее собственный трудный жизненный путь. В первом и втором залах второго этажа развернута выставка, подготовленная ГМИИ РТ: «Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967): очерк творчества на фоне событий жизни». Представлены копии фотографий, выдержек из дневников, писем, дающие возможность окунуться в эпоху, почувствовать время, в котором жила художница, увидеть лица ее родных и ее окружения, услышать и прочувствовать ее мысли, ее боль, ее переживания.
Источник: izo-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150429_serebr.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150429_serebr.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.