Art Investment

Все начинается с капельки воды…

Сегодня в Радищевском музее Саратова открывается выставка, на которой представлена русская акварель конца XIX — XX веков из собрания Музея

Саратовский государственный художественный музей
 имени А.Н. Радищева,
7 апреля — 31 мая 2015
Саратов, ул. Радищева, 39

В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева сегодня открывается выставка «Все начинается с капельки воды…» — русская акварель конца XIX — XX веков из собрания музея.

Водой растворяют различные виды красок (гуашь, темперу), но лишь акварельные краски могут бесподобно красиво разливаться по белой поверхности листа, создавая нежный ускользающий образ. Выразительные возможности этой старинной техники привлекают художников по сей день.

Известная в Европе со времен Средневековья, в России акварель получила распространение с конца XVIII века. Ее популяризации способствовало основанное в 1887 году Общество русских акварелистов. На ежегодных выставках объединения публика особенно тепло принимала пейзажи его председателя, виртуозного мастера акварели Альберта Бенуа. Художник и критик Александр Бенуа называл состояние, в которое погружало его брата созерцание закатов над Финским заливом, «каким-то припадком восторга».

В выставках Общества принимал участие и Николай Гриценко. Маринист, ученик А. П. Боголюбова, он нашел вдохновение в природе Подмосковья. Один из подмосковных этюдов представлен в экспозиции. Мазками нежных тонов автор передал атмосферу теплого осеннего дня в имении Куракино, где с 1894 года жил с супругой, дочерью П. М. Третьякова.

Выдающимся мастером акварели был Михаил Врубель. В одном из эскизов к знаменитому «Демону поверженному» безжизненный и будто болезненный тон бумаги просвечивает сквозь легкие мазки «прохладного» синего, которые обрамляют деформированное тело Демона. В его образе — печальное приятие своей судьбы, нет и следа той бессильной ярости, которой наделил художник своего героя в последнем варианте полотна.

Существенные перемены в русской культуре начала XX века связаны с деятельностью объединения «Мир искусства». Добиваясь повышенной экспрессивности образа, декоративности, его представители заново открывали для себя выразительные свойства гуаши, пастели, акварели и других техник.

В работах Андрея Рябушкина, Константина Сомова и Николая Милиоти воссозданы образы прошлого. Акварельные краски — нежные, мягко моделирующие объемы — позволяют авторам балансировать между реальностью конкретной эпохи и мечтой, превращая ретроспективные сценки в фантазии на темы минувшего. С акварели Милиоти на зрителя игриво смотрит прекрасная дама, приглашая (или заманивая?) в этот дивный мир.

Творчество Евгения Лансере — активного участника «Мира искусства», известного своими картинами из истории русского XVIII века, — представлено акварелью «Стоянка полка в Ольтах». В 1914–1915 годах он побывал на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента.

Наряду с ретроспективными мечтаниями мирискусников в искусстве Серебряного века существовало и другое направление. Не в прошлом, но в настоящем черпали вдохновение мастера группы «Союз русских художников». Среди них — Константин Юон, который с юности увлекался памятниками русского зодчества. В своем творчестве он не раз обращался к этой теме. В акварели «Благовещенский собор в Московском Кремле» художник любуется строгими архитектурными формами, величественными белокаменными стенами и золотым блеском куполов.

Один из членов-учредителей Союза, преподаватель Московского училища Константин Коровин советовал своим ученикам «пройти крепко» акварель. Этому наставлению учителя следует молодой Сергей Герасимов. Его акварели «Костер» и «Карусель» изображают сцены народного быта и праздника. Свободная, «небрежная» манера помогает ему избежать детальности и передать ощущение неторопливого течения жизни.

Дмитрий Щербиновский родился в Петровске Саратовской губернии. Тонкий лиризм творчества, трепетное отношение к изображаемому миру сближает его с мастерами «саратовской школы». Превосходный рисовальщик, ученик П. П. Чистякова, он соединяет в «Осеннем пейзаже» живописность акварели и изысканную графичность рисунка тушью. Прорисованные тушью контуры вовсе не сдерживают красочные формы, их нервный ритм сообщает композиции экспрессивность и динамизм.

Колорит небольшого пейзажа Максимилиана Волошина вызывает в памяти радужные переливы перламутра. Елизавета Дмитриева, более известная как загадочная красавица Черубина де Габриак, сравнивала акварели поэта, своего близкого друга, с жемчужинами.

Классики советского искусства, как смелые экспериментаторы-авангардисты, так и консерваторы, обращались к технике акварели, продолжая традиции лирического воплощения образов окружающего, заложенные художниками рубежа XIX — начала XX века.

Александр Шевченко и Владимир Лебедев — участники одного из первых авангардных объединений, «Союза молодежи», призывавшего разомкнуть оковы реалистического видения мира и обновить художественный язык. В экспозиционных акварелях эти авторы выступают скорее вдумчивыми наблюдателями натуры, чем дерзкими новаторами. В 1930-е годы в издательстве «Детская литература» под руководством Владимира Лебедева работала Нина Лекаренко. Художница, в 1937 году осужденная на пять лет лагерей, сохранила способность видеть светлые стороны жизни. Представленные на выставке ее композиции объединены темой города, они ярки и декоративны, «согреты» мягкой иронией автора.

Петр Котов известен как создатель монументальных полотен, посвященных социалистическому строительству. Тонко разработан колорит его работы анималистического жанра «Лошадь», основанный на «густых», характерных скорее для масляной живописи, бежевых и коричневых тонах с вкраплениями розового и синего.

Большие пейзажные акварели Владимира Милашевского и Федора Богородского — виды любимых авторами уголков природы, сыгравших в их творчестве значительную роль, — написаны в реалистических традициях Союза русских художников. В серии акварелей «Кусково» (конец 1920-х — 1930-е) Милашевский выступил зрелым мастером со своим оформившимся стилем. Работа на открытом воздухе, среди аллей, прудов и шумных отдыхающих позволила ему сохранить свежесть и непосредственность первого впечатления от прогулок по старому парку. В 1936 году Федор Богородский совершил творческую поездку в Мстёру, один из центров народного искусства. Обладавший большим живописным темпераментом художник деликатно и тонко, сдержанными тонами запечатлел простой сельский вид, передал настроение покоя, возможное лишь вдали от городского шума.

Артур Фонвизин — непревзойденный мастер акварельного портрета. Его самые яркие детские воспоминания были связаны с посещениями цирка. Мелькание огней, стремительный бег лошадей, сказочно красивые костюмы наездниц — этот «калейдоскоп» впечатлений наполнял душу восторгом и желанием творить. В зрелом возрасте Фонвизин отыскал свой неповторимый путь, понял, как воссоздать движение жизни, радость жизни. Он «предоставил свободу» акварельным краскам, дав возможность зрителю наблюдать за их динамичной игрой. Мотивы театрального действа пронизывают творчество художника. В портрете Юдифи Глизер в роли Елизаветы из пьесы Ф. Шиллера «Мария Стюарт» он увлечен созданным актрисой образом. В ее лице — растерянность и жесткость одновременно. «Беспокойные» струйки жидкой акварели изысканных цветов, напряженно звучащий красный словно воплощают драматический дар модели, способность «играть на века», воспетую Борисом Пастернаком.

Портрет молодой женщины работы Риммы Тихоновой, уроженки Саратова, исполнен в розовых тонах, с характерным для творчества автора вниманием к внутреннему миру человека. «Акварель любит свободу, фантазию и нежность», — так определила Тихонова пленительные особенности акварельной техники. Остается добавить: и капельку воды…

Источник: radmuseumart.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150407_radmuseum_watercolors.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150407_radmuseum_watercolors.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».