1861–1904
Живописец, график, художник-монументалист.
Родился в крестьянской семье, в которой помимо прочего занимались иконописным ремеслом. Первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1875 поступил в МУЖВиЗ, учился у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина.
По окончании курса переехал в Петербурге, поступил в ИАХ, занимался под руководством П. П. Чистякова. В 1887 за этюд натурщика удостоен большой серебряной медали, в 1889 за программную картину «Ангел выводит апостола Петра из темницы» — малой золотой медали. Годом позже выступил соискателем большой золотой медали с картиной «Голгофа», но за отступление от первоначального эскиза не был награжден. Выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени.
В 1891 поселился в имении И. Ф. Тюменева Приволье Новгородской губернии. Тогда же начал участвовать в выставках ТПХВ. В конце 1880-х — 1890-х много путешествовал по городам средней полосы России. В 1890-х писал иконы, создал эскизы мозаик и росписи для соборов в Новороссийске и Варшаве, храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, большого и малого залов, а также церкви петербургской консерватории. Работал в области книжной графики.
В 1895–1898 экспонировал свои картины на выставках Общества художников исторической живописи.
В 1900 за картины «Московская улица XVII века», «Семья купца XVII века», «Русские женщины XVII столетия в церкви» отмечен почетным дипломом на Всемирной выставке в Париже. В том же году переехал в имение художника В. В. Беляева Дидвино. В 1901–1903 принимал участие в выставках «Мира искусства», а также в первой выставке Союза русских художников в 1903. В том же году для лечения выезжал в Швейцарию, посетил Дрезден и Мюнхен.
Мемориальные выставки произведений Рябушкина были организованы в 1912–1913 в Петербурге и Москве. Ретроспективы мастера прошли в 1961 в Москве и Ленинграде, в 1962–1963 — в Минске, Киеве, Львове.
Андрей Рябушкин — один из ведущих русских живописцев рубежа XIX — XX веков. Несмотря на сравнительно небольшой период активной творческой деятельности, всего около пятнадцати лет, художественное наследие Рябушкина достаточно велико: десятки картин, сотни этюдов и рисунков; известно, что только для картины «Голгофа» было написано более пятидесяти подготовительных живописных эскизов и этюдов.
Работал преимущественно в историческо-бытовом жанре. Предметом интереса мастера была допетровская Русь — уклад ее жизни, костюмы, праздники. Художник выработал собственный стиль в живописи, отличительными особенностями которого являются яркие звучные цвета и декоративность. Значительную роль в своих картинах отводил пейзажным мотивам.
Произведения Рябушкина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.
Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн
25.04.2024Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса
24.04.2024Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех»
23.04.2024Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер
22.04.2024Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта
19.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе