«Рижский художественный фарфор. 1925–1940» в Музее ДПИ
ARTinvestment.RU   16 октября 2012

Впервые настолько полная и разнообразная экспозиция, знакомящая с удивительными образцами рижского художественного фарфора, будет показана за пределами Латвии

Сегодня во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «Рижский художественный фарфор. 1925–1940». Впервые настолько полная и разнообразная экспозиция, знакомящая с удивительными образцами рижского художественного фарфора, будет показана за пределами Латвии.

Выставка «Рижский художественный фарфор. 1925–1940» объединяет несколько значимых и интересных коллекций, включая в себя произведения искусства из собраний Латвийского Национального художественного музея (100 работ из коллекции Музея декоративного искусства и дизайна) и Рижского музея фарфора (10 экспонатов), а также предметы, хранящиеся у частных коллекционеров (81 произведение), что позволило создать яркую и полноценную картину развития художественного и промышленного фарфора в Латвии в 1920–30-е годы.

При создании экспозиции особое внимание уделено наследию художественной мастерской «Балтарс», включенному в Культурный канон Латвии, большая часть которого хранится в коллекции рижского Музея декоративного искусства и дизайна. Безусловный интерес зрителей вызовут образцы, созданные другими мастерскими, а также лучшие изделия фарфоровых фабрик М. С. Кузнецова и Я. К. Ессена, работавших в то время в Риге. Коллекцию художественного фарфора дополняет небольшая, но превосходная подборка из 21 живописного и графического произведения искусства из собрания Латвийского Национального художественного музея, которая замечательно раскрывает другую грань творческих интересов выдающихся авторов, чьи работы представлены на выставке, — Александры Бельцовой, Романа Суты и Сигизмунда Видберга. Экспозиция не только демонстрирует великолепнейшие художественные изделия из фарфора, но и создает необычный, захватывающий рассказ о Риге 1920–30-х годов, городской культуре, быте, традициях и истории.

При поддержке Рижской думы издан качественный, развернутый (на 312 страницах), богато иллюстрированный каталог на трех языках — латышском, русском и английском, дающий возможность подробно ознакомиться с историей фарфора в Латвии. Настоящая книга является первым изданием, посвященным столь важной области декоративного искусства, в котором собрана наиболее полная информация как о произведениях из фондов Латвийского Национального художественного музея и Рижского музея фарфора, так и о работах из частных коллекций. Каталог содержит сведения о художниках и мастерах росписи фарфора, марках фарфоровых изделий и авторских подписях, что в будущем облегчит идентификацию изделий как для профессионалов, так и любителей. Составитель каталога — Инесе Барановска, авторами текстов являются музейные специалисты Инесе Барановска, Даце Лявиня, Людмила Неймышева, Велта Раудзепа и Занда Зибиня (Латвия).

  • «Рижский художественный фарфор. 1925–1940» в Музее ДПИ
  • «Рижский художественный фарфор. 1925–1940» в Музее ДПИ

Из истории Рижского фарфора

История декоративно-прикладного искусства Латвии берет свое начало с первых десятилетий ХХ века, когда многие молодые художники получали профессиональное образование в Училище технического рисования Штиглица в Петербурге. На пороге 1920-х годов в только что получившей независимость Латвии начался процесс формирования нового искусства, утверждения национальной идентичности и становления ярких творческих индивидуальностей. Молодые художники задались целью создания стиля, который был бы созвучен актуальным процессам в европейском искусстве и в то же время не утратил национального своеобразия, — это было немаловажно в пору, когда в Европе и в мире изменилась не только политическая и экономическая ситуация, но и весь ритм и образ жизни. Возглавлявшие это движение художники ставили своей целью создание стилистически целостной и одухотворенной национальной идеей среды и искали вдохновение и творческие контакты в актуальных художественных центрах Европы, в первую очередь в Париже и Берлине.

Центральную часть выставки составляют уникальные работы, созданные латышскими художниками Романом Сутой, Александрой Бельцовой и Сигизмундом Видбергом, которые в 1925 году объединились в Общество «Балтарс» с целью создания национально-конструктивного стиля, который сблизил бы живопись и графику с декоративно-прикладным искусством. Мастерская росписи фарфора просуществовала до 1928 года. За эти несколько лет художественный фарфор, расписанный по рисункам рижских художников, был представлен на многих международных выставках и был высоко оценен как заметное явление в контексте европейского искусства. Деятельность «Балтарса» дала мощный импульс дальнейшему развитию декоративного искусства в Латвии в 1930-х годах, когда появились новые мастерские росписи фарфора «Буртниекс» и «Рипорс», а также активизировались старые фарфоровые фабрики в Риге, которые начали приглашать видных латышских художников создавать эскизы росписи для изделий из фарфора.

Сюжеты росписей посвящены истории, народным традициям, праздникам и будням латышского народа, значительное место занимали конструктивные композиции, интерпретации сюжетов, орнаментики и колорита разных народов — восточные, африканские, древнерусские мотивы. При этом каждый из авторов демонстрирует свой индивидуальный почерк. Достижения профессиональных художников послужили творческим импульсом для наиболее талантливых мастериц-исполнительниц, работавших на фабриках Кузнецова и Ессена и создавших немало ярких самостоятельных работ.

Рижский фарфор был показан на многих международных выставках, начиная уже с первой — знаменитой выставки в Париже в 1925 году. За ней последовали выставки «Балтарса» в Литве, Эстонии, Швеции, США, Бельгии. Изделия художественного фарфора были приобретены в музейные и частные коллекции, в частности в Музей Севрской фарфоровой мануфактуры. В Латвии впервые после Второй мировой войны художественный фарфор «Балтарса» был показан только в 1977 году, а с конца 1980-х он постоянно выставлен в постоянной экспозиции музея и неоднократно украшал выставки латышского модернизма за рубежом.

Рижский художественный фарфор представляет несомненный интерес как опыт воплощения актуальных тенденций модернизма и ар-деко, отразивший эстетические идеалы своего времени.

Источник: пресс-релиз выставки


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121016_dpi_porcelain.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121016_dpi_porcelain.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх