«Медали бесчестья» в Эрмитаже
ARTinvestment.RU   04 октября 2012

Во Дворце Меншикова открылась выставка Государственного Эрмитажа и Британского музея, представляющая около 150 медалей особого жанра, мало известного широкой публике и отражающего негативную точку зрения на события истории

Во Дворце Меншикова открылась выставка «Медали бесчестья», подготовленная Государственным Эрмитажем совместно с Британским музеем, при поддержке «Метаболи студио», Лос-Анджелес. Экспозиция Британского музея «Medals of Dishonour», показанная в Лондоне в 2009 году, дополнена экспонатами из собрания Государственного Эрмитажа, и представляет новую версию выставки.

В состав экспозиции вошло около 150 предметов медальерного искусства — медалей особого жанра, отражающего негативную точку зрения на события истории и потому мало известного широкой публике.

Зародившееся в Италии в эпоху Ренессанса и быстро распространившееся в Европе медальерное искусство было призвано прославлять достоинства и подвиги властителей и выдающихся личностей. Благодаря возможности широкого тиражирования, медаль оказалась эффективным способом оповещения общества о происходящих событиях — военных победах, сменах правителей, а также способом пропаганды новых идей, являясь своеобразным средством массовой информации того времени. Эта функция медалей послужила предпосылкой для появления сатирической медали-антипода, очерняющего чужие достижения, общественные и религиозные идеи. Яркий этому пример — антипапские медали-перевертыши, распространившиеся в Германии в эпоху Реформации, а также более поздние подражания подобным медалям с изображениями дьявола — Кромвеля, и безумца — Ферфакса.

Герард ван Бейлер исполнил медаль на уничтожение Непобедимой армады в 1588 году, посвятив ее не победителям битвы, а проигравшим. Неизвестный голландский медальер с отталкивающими подробностями высмеял политику Людовика XIV в Алжире.

События XIX века отражены в композиции англичанина Томаса Халлидея 1842 года, посвященной злободневной теме — возвращению подоходного налога, а в работе неизвестного французского медальера 1850 года — возрождению бонапартизма.

Критический взгляд на прошлое наполеоновской империи отражен в медали Фелисьена Ропса «Медаль за Ватерлоо» — пародии на «Медаль Святой Елены», учрежденной Наполеоном III, — которой были награждены несколько сот тысяч участников наполеоновских войн в разных странах. На лицевой стороне медали Ропса изображен изможденный одноногий ветеран в наполеоновской треуголке, опирающийся на костыль. Медаль дополняет ироническая надпись «Последний из шовенов — вот все, что от него осталось».

Медали ХХ столетия дают особенно богатый материал для избранной темы. Смерть и разрушение, которые несет война, воплощены в мрачных образах медалей 1915–1918 годов работы Людвига Гиса, Карла Гётца, а также Арнольда Цадикова, у которого главное место занимает фигура Смерти.

Американский скульптор Дэвид Смит во время поездки по Европе в 1935–1936 годах создал серию медалей под названием «Медали бесчестья», в которой критиковал войну и ответственную за нее политическую систему. Название настоящей выставки и было подсказано этой серией.

Особенный интерес представляют экспонаты, созданные в последние годы и отражающие самые злободневные проблемы мира наших дней. Медали на тему бесчестья были заказаны по инициативе одного из авторов выставки, художника-медальера Фелисити Пауэлл, «Британским фондом художественных медалей» («British Art Medal Trust») — благотворительной организацией, поощряющей изучение и развитие медальерного искусства. В большинстве своем эти медали не привязаны к какому-то конкретному событию, а являются философским обобщением размышлений на взятую тему.

Снижение эмоционального пафоса осуждения реалий современного мира до юмора ярко выразилось в медали Грейсона Перри «За веру в шопинг» (2008 год), высмеивающей общество потребления. На выставке представлены работы и Фелисити Пауэлл. В числе медальеров, представленных на выставке, есть и наши соотечественники — Илья и Эмилия Кабаковы (2007).

Медаль 2008 года работы Моны Хатум поднимает проблему глобального терроризма. На кружке металла, оформленном как граната, начертаны параллели, меридианы и контуры материков земного шара. Внизу по краю надпись арабской вязью, означающая в переводе «Сделано в Соединенных Штатах».

Кроме того, на выставке широко представлен разнообразный иллюстративный материал.

В целом выставка дает интересный обзор памятников этой особой ветви медальерного искусства на протяжении пяти веков, рассматривающих явления под нетрадиционным углом зрения, порой прямо противоположном назначению медали как официального исторического документа.

Куратор выставки со стороны Государственного Эрмитажа — Екатерина Витальевна Лепёхина, заместитель заведующего Отделом нумизматики Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121004_medals_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121004_medals_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх