Art Investment

Живопись, графика и скульптура Анатолия Шугрина в ГТГ

С 5 февраля по 1 марта в Государственной Третьяковской галерее проходит первая персональная выставка Анатолия Ивановича Шугрина

Государственная Третьяковская галерея продолжает открывать широкой публике забытые имена мастеров XX века, творчество которых по разным причинам мало известно, но значимо для истории отечественного искусства. Сегодня в выставочном зале в Толмачах состоится открытие первой в России персональной выставки Анатолия Ивановича Шугрина (1906–1987), которая знакомит с мастером, чьи искания оказались созвучны развитию европейского модернизма.

Неординарная личность А. И. Шугрина — широко одаренного и ни с кем не схожего представителя неподцензурного искусства России середины ХХ столетия — еще ждет исследования. Живописец и скульптор, он оказался в тени прежде всего из-за отсутствия его произведений в ведущих музеях и на крупных выставках. Лишь однажды в составе Общества московских художников он участвовал в масштабной выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1933, Москва). Единственная персональная ретроспектива Шугрина состоялась в 1982 в Вашингтоне, вызвав всплеск интереса со стороны частных собирателей.

На раннем этапе творчества художник пробовал себя в театрально-декорационном искусстве; в живописи следовал традиции московской школы. На формирование его творческой индивидуальности серьезно повлиял М. К. Соколов, преподававший в Государственном техникуме изобразительных искусств в память Восстания 1905 года (ныне — МГАХУ памяти 1905 года), где Шугрин учился в 1925–1930. С этим выдающимся мастером, который в сталинские годы подвергся репрессиям, Шугрин сохранил дружеские отношения вплоть до его кончины. Однако это был не единственный импульс; Шугрина серьезно интересовало искусство Западной Европы — как старые мастера, так и новейшие течения, особенно Италии и Франции: творчество А. Модильяни, П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ж. Руо, Дж. Моранди, Дж. Де Кирико. Среди московских коллег он высоко ценил П. Кузнецова, А. Тышлера, Н. Синезубова.

С конца 1920-х годов Шугрин был членом творческих объединений, работал по заказам. До наших дней в основном дошли фоторепродукции картин, исполненных им в годы Великой Отечественной войны, когда художник служил в Красной армии: военные пейзажи, портреты исторических личностей, современных автору деятелей науки и культуры. Вступив в 1945 в МОСХ, Шугрин держался особняком в профессиональной среде и не примыкал к какому-либо конкретному направлению. В послевоенные годы он преподавал рисунок в Московской художественной школе № 1 и Строгановском училище, считался выдающимся педагогом. По воспоминаниям учеников, помня печальный опыт М. К. Соколова, Шугрин не стремился выставляться, а свои новые произведения показывал дома узкому кругу друзей.

Большинство ранних работ художника уничтожено в годы войны, что затрудняет анализ его творческой эволюции. Однако специалисты полагают, что важный период экспериментов с цветом, формой, фактурой у мастера, тяготевшего к декоративизму и экспрессии, наступил на рубеже 1930-х и 1940-х годов. Живопись его стала плоскостной и слегка геометризованной, приобрела сложный и напряженный колорит. В более поздних абстрактных коллажах и скульптуре звучат отголоски беспредметного искусства 1910–20-х годов. Все это впоследствии позволило говорить о Шугрине как о продолжателе традиций авангарда.

Образная система художника, по-видимому, сформировалась еще в юности и с годами лишь пластически трансформировалась, реконструировалась. Сюжеты многих картин переводились в рельефы и круглую пластику и возвращались в живопись. Шугрин варьировал одни и те же мотивы — интерьерные сцены, семейные портреты, изображение детей и обнаженных, идиллических прогулок в парках. Датировка многих произведений остается спорной: художник не указывал время создания и не давал названий своим работам, неоднократно к ним возвращаясь. Он словно оставлял возможность многозначной и свободной интерпретации своего творчества.

В наши дни произведения А. И. Шугрина хранятся в музеях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, в частных коллекциях России, Франции, Венгрии, США и других стран.

В состав ретроспективы А. И. Шугрина в Третьяковской галерее, которая продлится до 1 марта, включено около 80 работ 1930–70-х годов из собрания семьи автора и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090205_shugrin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090205_shugrin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».