Art Investment

Художники и цены

Живопись, графика и скульптура Анатолия Шугрина в ГТГ

Государственная Третьяковская галерея продолжает открывать широкой публике забытые имена мастеров XX века, творчество которых по разным причинам мало известно, но значимо для истории отечественного искусства. Сегодня в выставочном зале в Толмачах состоится открытие первой в России персональной выставки Анатолия Ивановича Шугрина (1906–1987), которая знакомит с мастером, чьи искания оказались созвучны развитию европейского модернизма.

Неординарная личность А. И. Шугрина — широко одаренного и ни с кем не схожего представителя неподцензурного искусства России середины ХХ столетия — еще ждет исследования. Живописец и скульптор, он оказался в тени прежде всего из-за отсутствия его произведений в ведущих музеях и на крупных выставках. Лишь однажды в составе Общества московских художников он участвовал в масштабной выставке «Художники РСФСР за XV лет» (1933, Москва). Единственная персональная ретроспектива Шугрина состоялась в 1982 в Вашингтоне, вызвав всплеск интереса со стороны частных собирателей.

На раннем этапе творчества художник пробовал себя в театрально-декорационном искусстве; в живописи следовал традиции московской школы. На формирование его творческой индивидуальности серьезно повлиял М. К. Соколов, преподававший в Государственном техникуме изобразительных искусств в память Восстания 1905 года (ныне — МГАХУ памяти 1905 года), где Шугрин учился в 1925–1930. С этим выдающимся мастером, который в сталинские годы подвергся репрессиям, Шугрин сохранил дружеские отношения вплоть до его кончины. Однако это был не единственный импульс; Шугрина серьезно интересовало искусство Западной Европы — как старые мастера, так и новейшие течения, особенно Италии и Франции: творчество А. Модильяни, П. Пикассо, А. Дерена, А. Матисса, Ж. Руо, Дж. Моранди, Дж. Де Кирико. Среди московских коллег он высоко ценил П. Кузнецова, А. Тышлера, Н. Синезубова.

С конца 1920-х годов Шугрин был членом творческих объединений, работал по заказам. До наших дней в основном дошли фоторепродукции картин, исполненных им в годы Великой Отечественной войны, когда художник служил в Красной армии: военные пейзажи, портреты исторических личностей, современных автору деятелей науки и культуры. Вступив в 1945 в МОСХ, Шугрин держался особняком в профессиональной среде и не примыкал к какому-либо конкретному направлению. В послевоенные годы он преподавал рисунок в Московской художественной школе № 1 и Строгановском училище, считался выдающимся педагогом. По воспоминаниям учеников, помня печальный опыт М. К. Соколова, Шугрин не стремился выставляться, а свои новые произведения показывал дома узкому кругу друзей.

Большинство ранних работ художника уничтожено в годы войны, что затрудняет анализ его творческой эволюции. Однако специалисты полагают, что важный период экспериментов с цветом, формой, фактурой у мастера, тяготевшего к декоративизму и экспрессии, наступил на рубеже 1930-х и 1940-х годов. Живопись его стала плоскостной и слегка геометризованной, приобрела сложный и напряженный колорит. В более поздних абстрактных коллажах и скульптуре звучат отголоски беспредметного искусства 1910–20-х годов. Все это впоследствии позволило говорить о Шугрине как о продолжателе традиций авангарда.

Образная система художника, по-видимому, сформировалась еще в юности и с годами лишь пластически трансформировалась, реконструировалась. Сюжеты многих картин переводились в рельефы и круглую пластику и возвращались в живопись. Шугрин варьировал одни и те же мотивы — интерьерные сцены, семейные портреты, изображение детей и обнаженных, идиллических прогулок в парках. Датировка многих произведений остается спорной: художник не указывал время создания и не давал названий своим работам, неоднократно к ним возвращаясь. Он словно оставлял возможность многозначной и свободной интерпретации своего творчества.

В наши дни произведения А. И. Шугрина хранятся в музеях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, в частных коллекциях России, Франции, Венгрии, США и других стран.

В состав ретроспективы А. И. Шугрина в Третьяковской галерее, которая продлится до 1 марта, включено около 80 работ 1930–70-х годов из собрания семьи автора и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090205_shugrin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090205_shugrin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».