«Другая мифология» в ГЦСИ
Государственный центр современного искусства представляет новый проект, рассматривающий одну из наиболее ярких и интересных тенденций в современном искусстве — стремление художников к мифотворчеству
Вчера вечером в Москве открылась экспозиция под названием «Другая мифология», продолжающая ряд концептуальных выставочных проектов Государственного центра современного искусства. Посетители могут увидеть работы художников объединения АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес), Вадима Захарова, Олега Кулика, Юрия Лейдермана, Игоря Макаревича, Елены Елагиной, Георгия Острецова, Леонида Тишкова, Тони Мателли, Джонатана Меезе, Тони Оуслера, Джейка и Диноса Чепмэнов.
Этот проект рассматривает одну из наиболее ярких и интересных тенденций, прослеживающихся в современном искусстве, — стремление художников к мифотворчеству, к работе с устойчивыми темами и персонажами, наделенными качествами мифологических героев, магическими, чудесными и фантастическими свойствами.
Задача проекта заключается в теоретическом и методологическом обобщении опыта мирового искусства второй половины XX — начала XXI века. Этот подход позволяет представить на выставке самые различные направления актуального искусства и артикулировать развитие новых форм визуального творчества.
Рассматриваемая тенденция имеет глубокие корни в мировом культурном наследии: религиозная живопись, академическая историческая картина, искусство эпохи модерна предлагали различные методы интерпретации и визуального воплощения классического мифа «о сотворении мира», о богах и героях, сущности и предназначении человека. В XX веке в связи с кардинальным изменением эстетических и идеологических парадигм мифотворчество становится тенденцией, одной из основных форм художественного сознания. Появляется понятие «другой» мифологии, представляющей собой сознательное конструирование нового мифа, создание новых картин мироздания, утопических систем, имеющих целью переустройство мира.
Во второй половине ХХ столетия визионерство русского авангарда сменяется рефлексией по поводу откровений Велимира Хлебникова, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина.
Современное искусство сознательно использует как образы классической мифологии, так и современные мифы (художественные, политические, гносеологические) для создания «целостного переживания и истолкования действительности при помощи чувственно наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности» (из философского определения мифа, «Новейший философский словарь»).
В развитии современной культуры, связанной с преобразованием мировой социально-политической системы, изменением мировоззренческих основ, крушением старых идеалов, новыми научными открытиями, и как следствие — трансформацией ценностной системы координат, мифология становится одним из важных составляющих искусства.
Первые опыты создания «другой» мифологии в рамках интересующего нас периода можно отнести к 70-м годам ХХ века — ко времени возникновения московского концептуализма и соцарта. Мифотворчество Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Виталия Комара и Александра Меламида основывалось на иронической рефлексии современной реальности, стремлении придать «неопровержимым фактам бытия» (А. Ф. Лосев) мифические, чудесные свойства. «Мифописание» такого рода нашло продолжение в художественной и литературной практике Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия», и затем в деятельности объединений «Инспекция “Медицинская герменевтика”», «Облачная комиссия», «Фенсо-лайт». Мифологизировалось само художественное сообщество, которому придавался статус политической партии или даже самостоятельного государства. Традиции «московского концептуализма» нашли свое развитие в сегодняшнем искусстве таких художников, как Игорь Макаревич и Елена Елагина, Вадим Захаров, Павел Пепперштейн, Юрий Лейдерман.
Параллельно этой тенденции в искусстве России возникает еще ряд мифотворческих концепций, связанных с созданием поэтических утопий и эсхатологических «откровений», иронических и провокативных систем, которые демонстрируют произведения Леонида Тишкова, Олега Кулика, группы АЕС+Ф, Георгия Острецова и др. Рефлексивное переживание традиции и современности приводит к попыткам создания и описания иных моделей мироздания. Эта линия современного мифотворчества сближается с тенденциями, прослеживающимися на международной художественной сцене. Свои варианты «мифов» создают и представленные в экспозиции такие известные мастера, как Марина Абрамович, Джонатан Меезе, Тони Мателли, Тони Оурслер, братья Чепмены
В рамках выставки предполагается проведение мастер-классов и круглых столов, видеопоказов и лекций, представляющих «новые мифы», создаваемые художниками из разных стран мира, по тем или иным причинам не вошедшие в экспозицию.
К выставке готовится издание каталога, включающего тексты художников.
Экспозицию можно посетить до 1 марта, а 3, 10, 17 и 24 февраля в 19.00, в Малом зале ГЦСИ состоятся встречи с участниками выставки и обсуждение проекта.
3 февраля, вторник, 19-00
Георгий Острецов, АЕC+Ф
10 февраля, вторник, 19.00
Игорь Макаревич и Елена Елагина, Леонид Тишков
17 февраля, вторник, 19.00
Олег Кулик (TBA)
24 февраля, вторник, 19.00
Вадим Захаров
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090203_other_mythology.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090203_other_mythology.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.