Art Investment

Шедевры из коллекции Яна Крюжье на Christie’s

Произведения из коллекции арт-дилера Яна Крюжье будут выставлены на аукционы Christie’s 4–5 ноября 2013 года. Среди топ-лотов — работы Кандинского, Пикассо, Джакометти, Миро

Я хочу поделиться самым сокровенным со всем миром,
чтобы люди соприкоснулись с чем-то героическим,
величественным и вневременным.
Мне пришлось столкнуться с самыми ужасными
сторонами человеческой жизни,
но я продолжаю верить в то, что
красота может спасти мир.

Аукционный дом Christie’s 4–5 ноября 2013 года проведет аукцион из двух частей «Диалог на языке искусства: шедевры из коллекции Яна Крюжье» в память о выдающемся коллекционере и арт-дилере.

Крюжье был настоящим корифеем арт-рынка, он представлял интересы целого ряда художников, в том числе был крупнейшим дилером работ Пабло Пикассо. Произведения, которые вошли в каталог торгов 4–5 ноября, отражают широкий круг его интересов Яна Крюжье — от африканского искусства и Старых Мастеров до импрессионистов и модернистов, послевоенного и современного искусства, американского и латиноамериканского искусства. Всего на продажу выставляется более 150 лотов, суммарно оцененных в 170 миллионов долларов.

4 ноября пройдет вечерний аукцион (начало в 19:00), а 5 ноября состоятся дневные торги (начало в 11:00).

Франсуа Кюрьель, президент Christie’s Азия и близкий друг Яна Крюжье: «Некоторые люди оставляют неизгладимую память о себе, оказывая влияние не только на окружающих, но и на все человечество. Ян Крюжье, безусловно, был таким человеком: он обладал поразительной харизмой и даром предвидения. Ему довелось претерпеть жестокие удары судьбы, оставаясь при этом несломленным. Вместо этого он смог сохранить веру в прекрасное и проложить свой путь в мир великого искусства».

Ян Крюжье (1928–2008)

Ян Крюжье родился в 1928 году в Радоме, небольшом городке на территории центральной Польши. Мать Яна умерла, когда ему было всего пять лет, после чего воспитанием сына занимался отец — предприниматель, обладавший небольшой коллекцией работ французских импрессионистов. Листая черно-белые репродукции в отцовских книгах по искусству, Ян знакомился с шедеврами мирового искусства. Будучи подростком, в годы Второй мировой войны он попал в трудовой лагерь, откуда ему удалось бежать. Вскоре он был снова пойман, успев стать участником партизанских действий в Польше.

В Аушвице-Биркенау Яну Крюжье пришлось прочувствовать весь ужас войны на себе. После освобождения детские воспоминания о красоте и радости от ее восприятия подтолкнули Крюжье к занятиям искусством, которое он считал вершиной человеческих достижений. В качестве начинающего художника Крюжье в конце 1940-х годов переехал в Париж, где снимал студию, в которой раньше работал Хаим Сутин. Однако от занятий искусством его отговаривал Альберто Джакометти, убедивший Крюжье в том, что тому лучше стать арт-дилером. В 1962 году он открыл в Женеве свою первую галерею, представлявшую на тот момент целый ряд известных художников-модернистов. В 1973 году Крюжье первым из галеристов провел посмертную выставку работ Пикассо.

Он не ограничивался одной лишь живописью или определенным направлением в искусстве. В его галерее картины XIX и ХХ веков соседствовали с работами Старых Мастеров и африканскими скульптурами. Подобная смелость снискала ему репутацию новатора и одного из важнейших галеристов ХХ века. Обладая обширным кругозором, он сумел разрушить барьеры между прошлым и настоящим, между классикой и современностью, с любовью и уважением относясь и к тому, и к другому.

Присущая Яну Крюжье эклектичность предпочтений в искусстве нашла отражение и в его собственной коллекции. На тот момент, когда Крюжье со своей женой Марией-Анной Понятовской-Крюжье начал собирать свою коллекцию, работы на бумаге не имели такого значения, как сегодня, поэтому и стоили относительно недорого. Это позволило супругам Крюжье вскоре стать обладателями одного из крупнейших собраний работ на бумаге в мире. С годами коллекция Крюжье пополнилась шедеврами, которым могли бы позавидовать крупнейшие музеи мира. Отдельные работы собрания участвовали в серии выставок под названием «Бессмертное око», проходивших в Берлине, Венеции, Мадриде, Париже, Вене и Мюнхене при неизменном ажиотаже среди зрителей. Сам Крюжье посвятил эти выставки своей семье, памяти жертв Холокоста и тем, кому удалось выжить, оставшись при этом «вечными узниками тюрьмы воспоминаний».

Искусство импрессионизма и модернизма

Конор Джордан, заместитель руководителя департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s: «Любому человеку, знакомящемуся с коллекцией Яна Крюжье, становится очевидно, что связующим фактором в ее формировании был богатейший кругозор владельца и его любовь к прекрасному».

Среди произведений модернизма, выставляемых на продажу в ходе вечернего аукциона, бесспорным фаворитом является датируемый 1911 годом «Осенний пейзаж» Василия Кандинского (эстимейт 20–25 миллионов долларов). Эта картина представляет собой настоящий шедевр, созданный Кандинским во время плодотворного периода творческих исканий 1908–1911 годов, когда художник черпал вдохновение в собственном воображении, не оглядываясь на внешнюю реальность. Именно в это время Кандинский осознал, что искусство должно быть «чистым», а для этого его необходимо освободить от любых намеков на материализм. Только абстрактное искусство может стать по-настоящему духовным. Изображенная на полотне гора — метафора того возвышенного состояния, которого художник должен достигнуть, чтобы стать провидцем и пророком. Он должен возвыситься над материальным миром и вознестись на вершину самосознания, с которой ему откроется видение мира, позволяющее создавать духовное искусство. Для Кандинского эта треугольная гора символизировала собой эволюцию духовной составляющей современной жизни.

Крюжье первым из галеристов устроил посмертную выставку работ Пабло Пикассо в 1973 году. У него установились дружеские отношения с членами семьи художника, в особенности с внучкой Мариной, выбравшей Крюжье в качестве советника по распределению творческого наследия мастера. Выручка от проведенных выставок и мировых турне позволила Марине Пикассо осуществить целый ряд благотворительных инициатив, в частности основать сиротский приют во Вьетнаме и помочь в реализации образовательных программ по всему миру, в то время как Крюжье стал ведущим дилером работ Пикассо, специализирующимся на целом ряде областей, включая записные книжки, скульптуру, живопись, рисунки, тиражную графику и керамику. Подобное положение позволило ему создать собственную коллекцию работ Пикассо, 30 из которых будут выставлены на предстоящие торги.

Среди этих работ особого упоминания заслуживает выполненный из листового железа макет скульптуры для чикагского муниципалитета под названием «Голова» 1962–1964 годов (эстимейт 25–35 миллионов долларов). Пикассо создал два макета, один из которых отправил в качестве образца для создания скульптуры, а второй оставил себе. Сама скульптура, высота которой составляет 65 футов, сегодня занимает то же место, что и в день ее открытия, 15 августа 1967 года на площади перед зданием муниципалитета. Это монументальное произведение из стали считается одной из вершин творчества Пикассо как скульптора, его последней великой скульптурой.

На написанной в 1971 году картине под названием «Бюст пишущего мужчины (автопортрет)» Пикассо изобразил себя пристально глядящим на зрителя с записной книжкой и ручкой в руке (эстимейт 6–8 миллионов долларов). Автопортреты занимали значительное место в раннем творчестве художника, а после кубистического периода он довольно редко возвращался к этому жанру. Лишь изредка автопортреты встречаются во время неоклассического периода, после которого фигура художника появляется на полотнах Пикассо уже в скрытом виде. Возможно, в случае с этим автопортретом Пикассо решил не отказывать себе в удовольствии запечатлеть себя за работой над одним из последних стихотворений, которое он сам считал своим главным поэтическим сочинением. Он, кстати, изобразил себя заметно моложе своего возраста (ему было 90 лет), таким, как он выглядел на автопортретах, созданных три десятилетия назад или на фотографиях 1939 года. Крюжье приобрел эту картину у внучки художника Марины Пикассо.

«Венецианка I» является одной из шести работ Альберто Джакометти, выставляемых на продажу в рамках всего аукциона (9–12 миллионов долларов). Бронзовая скульптура высотой более одного метра относится к очень известной серии из девяти одноименных работ. Получив приглашение на Венецианскую биеннале 1956 года, Джакометти начал работать над серией, в которой хотел воплотить всё, что он знал и умел в области скульптуры. Все девять работ приоткрывают завесу над творческим процессом, который вел к их созданию. Они позволяют проследить изменения, которым подверглась изначальная задумка скульптора, оставаясь при этом целостными произведениями. Эта работа, приобретенная Яном Крюжье на торгах Christie’s, скорее всего, была выполнена Джакометти одной из первых, если не самой первой в серии.

Написанную в 1926 году «Картину с птицей» Жоана Миро (эстимейт 8–12 миллионов долларов) отличают элементы, характерные для других картин-сновидений художника, общепризнанно считающихся наиболее революционными в его творчестве. Около ста работ, созданных Миро с лета 1925 года по апрель 1927 года, были его первым экспериментом по изучению собственного подсознания и развитию творческой интуиции. Как и в других работах этого периода, в «Картине с птицей» мы в первую очередь обращаем внимание на причудливое сочетание выдуманных художником знаков и символов, которые с неизменным чувством юмора способны выразить все, что он ни пожелает, при этом удерживая внимание зрителя.

Отдельные произведения в категории «Искусство импрессионизма и модернизма»

Послевоенное и современное искусство

Послевоенное и современное искусство на торгах 4–5 ноября 2013 будет, в частности, представлено работами Баскии, Раушенберга и Гастона. Возглавляет подборку произведение Жана-Мишеля Баскии под названием «Кризис Х», созданное в 1982 году, когда за художником окончательно укрепилась слава одной из восходящих знаменитостей нью-йоркской арт-сцены (эстимейт 3–4 миллиона долларов). К этому моменту Баския уже отошел от работы на заготовленных для него холстах. Вместо этого он просил своих помощников создавать каркас будущих произведений из любого подручного материала, который они могли найти. «Кризис Х» относится именно к таким работам, которые сразу же нашли своих поклонников, так как используемые материалы безошибочно указывали на нью-йоркский район Ист-Виллидж, а тематика самих картин и техника их исполнения придавали работам сложность и глубину.

Сэм Френсис написал работу «Без названия (SFP 59-35)» по возвращении в Париж из Нью-Йорка в 1959 году (оценка 2,5–3,5 миллиона долларов). Смелые и яркие формы, а также свободная техника письма передают зрителю энергетику, которая была свойственна новому окружению художника — в частности, последователям техники «живописи действия». Работа, которой свойственны светящиеся цвета, насыщенная композиция и пронзительная четкость, являлась одним из экспонатов знаковой выставки «Сэм Френсис: живопись 1947–1990 годов», проходившей в мадридском Центре искусств королевы Софии.

Вниманию коллекционеров будут предложены две работы Филиппа Гастона. Написанная в 1978 году, ближе к концу жизни Гастона, работа под названием «Картина на полу» служит своего рода отражением постоянной неуверенности художника в собственных силах и жажды общественного принятия (эстимейт 8–12 миллионов долларов). Образ картины, повернутой к стене, символизирует сомнения художника в собственных силах, неизбежных даже при кажущемся успехе у критиков и приводящих к одиночеству и изоляции. В «Картине на полу» нашли выход страх и боязнь того, что дни, проведенные в творческих поисках, обернутся личным разочарованием. Работу можно рассматривать и как аллегорический автопортрет, где Гастон изобразил себя в виде картины, находящейся в центре композиции, тем самым пытаясь передать состояние заложника собственной работы и творчества.

Созданная в 1965 году, несколько месяцев спустя после присуждения Роберту Раушенбергу Гран-при Венецианской биеннале 1964 года, работа под названием «Провал» представляет собой выполненный в преимущественно красных тонах коллаж, погружающий зрителя в преисполненную страстями атмосферу послевоенной Америки (оценка 0,8–1,2 миллиона долларов). Эта наполненная множеством неожиданных сопоставлений работа является превосходным портретом своей эпохи, в то время как очертания промышленного города повторяют вид, открывавшийся из студии самого художника, расположенной на Фултон-стрит.

Американское искусство

В секции американского искусства выставляется произведение Эдварда Хоппера «Дюна в Труро» (эстимейт 300–500 тысяч долларов). Впервые посетив Кейп-Код вместе с женой в 1930 году, Хоппер три года подряд арендовал дом на юге местечка Труро, а к 1934-му он построил там собственный дом и студию. Супруги стали проводить в новом доме по полгода, и Хоппер нашел вдохновение для творчества в непритязательных домиках и песчаных дюнах, купающихся в прозрачном воздухе. Работа под названием «Дюна в Труро» была создана в 1930 году, во время первого посещения Кейп-Кода.

Еще одним произведением американского искусства из коллекции Яна Крюжье является работа Джорджии О’Киф «Скала Гоуст-Ранч» (400–600 тысяч долларов). Картина была написана в 1952 году, после того как художница поселилась в Нью-Мексико, и является превосходным образцом пейзажа юго-западной Америки. Как и в случае с большинством работ О’Киф, очарование этой картины в первую очередь заключается в тонком балансе между реализмом и абстракцией, а также в удивительном сочетании цвета и формы.

Латиноамериканское искусство

Ян Крюжье был большим поклонником латиноамериканского искусства, представленного в его коллекции творениями Вильфредо Лама и Хоакина Торреса-Гарсия. В рамках вечернего аукциона на продажу будут выставлены две работы последнего. Крюжье представлял фонд наследия Торреса-Гарсии от лица его правнуков.

Датируемая 1929 годом «Композиция» (эстимейт 200–300 тысяч долларов) была написана после того, как уругвайский художник переехал в Париж. В ней чувствуется влияние творчества художников, работавших в то время в стиле геометрической абстракции, в частности Тео ван Дусбурга.

К 1930 году относится масло на резной деревянной панели под названием «Пластический объект (деревянная конструкция)» (эстимейт 100–150 тысяч долларов). Эта работа, впервые представленная в апреле 1930 года, предварила собой новый стиль, который стал доминировать в творчестве Торреса-Гарсии после его возвращения в Монтевидео в 1934 году.

Африканское искусство

Главным лотом секции предметов африканского искусства является маска племени бауле, также известная по именам двух своих предыдущих владельцев как «маска Крюжье-Пикассо» (эстимейт 500–800 тысяч долларов). Нигде в искусстве модернизма начала ХХ века глубинное влияние африканского искусства не является столь настойчивым и явным, как в творчестве Пикассо. Энергетика этой маски настолько сильна, что создается впечатление соревновательности между ней и другими, более известными музами Пикассо. На картине Пикассо 1907 года «Авиньонские девицы» влияние подобного рода масок на изображение лиц героинь очевидно, однако и в последующих работах художника подобные ассоциации возникают постоянно. Необычная форма этой маски оказала влияние не только на Пикассо, но и на еще одного ее прошлого владельца — Андре Бретона. Форма торчащего из изогнутого полукругом рта языка повторяется в нескольких работах Пикассо, в частности в «Гернике», где искореженные фигуры быков и лошадей переплетаются с людскими фигурами. Таким образом, «маска Крюжье-Пикассо» представляет собой своего рода стержневой образ, в котором слились воедино несколько тем, постоянно возникающих в творчестве художника, – само африканское искусство, маска и бык.

Отдельные лоты в категории «Старые мастера и искусство XIX века»

Источник: пресс-релиз Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20131029_yan_krugier_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20131029_yan_krugier_christies.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».