Аукционы произведений искусства
Давид Бурлюк на Christie’s
ARTinvestment.RU   09 апреля 2009

24 апреля на «Русские торги» Christie’s будут выставлены 13 работ Давида Бурлюка, в том числе кубофутуристические полотна «Всадник-смерть» и «Парикмахер без головы»

24 апреля в Нью-Йорке пройдут торги аукционного дома Christie’s в категории «Русское искусство», которые будут включать 13 работ кисти Давида Бурлюка, написанных в период с 1911 по 1963, а также произведения Павла Челищева, Николая и Святослава Рерихов.

Давида Бурлюка считают «отцом русского футуризма», и его творчество заметно повлияло на мировоззрение художников 1910-х годов. К тому моменту, когда он закончил работу над полотном «Парикмахер без головы», он уже был активнейшим образом вовлечен в процесс популяризации футуризма в России, делая главный акцент на сближении живописи и поэзии.

Его творческие искания привели к изданию футуристического манифеста под названием «Пощечина общественному вкусу» в декабре 1912. Соавторами Бурлюка были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных и Владимир Маяковский. Примерно в это же время Давид Бурлюк опубликовал свою работу под названием Die Wilden Russlands («Дикие русские») и сотрудничал с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, с которыми он показывал свои картины в рамках выставок «Бубнового валета». Бурлюк был известен и за рубежом, где он без устали пропагандировал искусство русского авангарда, участвуя в мюнхенском объединении «Синий всадник» и выставляя свои работы в Берлине и Париже.

В рамках русских торгов Christie’s на аукцион будут выставлены две ранние работы художника, аналогов которым на рынке не появлялось уже очень давно. У полотен «Всадник-смерть» (около 1911, эстимейт 300–500 тысяч долларов) и «Парикмахер без головы» (около 1912, 300–500 тысяч долларов) очень схожая история. Оба полотна ранее находились в собрании коллекционера Макса Граника, а 12 ноября 1988 года были приобретены настоящим владельцем (частным канадским коллекционером).

В биографии, написанной в 1944 году, Кэтрин Драйер (которая занималась организацией первой персональной выставки Бурлюка в 1924), говорит о взаимоотношениях между художником и братьями Граник:

«Еще один выдающийся ценитель искусства, и в частности живописи Бурлюка, — это Артур Граник. Найти в этой стране человека, который так же относится к искусству, как Артур Граник и Ония ла Тур, довольно сложно. Артур очень трепетно относился к манере письма Бурлюка — к ритму его линий и густым слоям краски… Его брат, Макс Граник, также был большим почитателем творчества Бурлюка — у каждого из братьев было по 50–60 работ, включая наиболее интересные из всех, что он когда-либо создал».

Работа  «Всадник-смерть» (1911) отмечает завершение раннего этапа творчества Бурлюка, во время которого он использовал в своих полотнах сложные композиционные решения и испытывал сильное влияние русского народного творчества. Название полотна, по мнению некоторых искусствоведов, является аллюзией к названию объединения «Синий всадник», совместно с участниками которого Бурлюк впервые выставлял свои работы в 1911.

Полотно «Парикмахер без головы» (1912) является, возможно, одной из самых важных работ кубофутуристического периода Бурлюка. Эта картина зачастую рассматривается экспертами как интерпретация Бурлюком полотна Михаила Ларионова «Офицерский парикмахер», которое было написано на три года раньше под впечатлением от сатирического лубка XVIII века «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Также работу Бурлюка можно считать своеобразным ответом Ларионову, который в феврале 1912 обвинил его в декадентстве и заимствованиях у мюнхенских художников. И хотя истинная история создания этой картины неизвестна, полотно служит отражением веры художника в то, что искусство должно не копировать жизнь, но искажать ее. 24 февраля 1912 во время дебатов на выставке «Бубнового Валета» Бурлюк провозгласил:

«Искусство, — искажение действительности, а не копирование ее. Фотография тем и плоха, что никогда не ошибается. Современная живопись покоится на трех принципах: дисгармонии, диссимметрии и дисконструкции. Дисконструкция выражается в сдвиге либо линейном, либо плоскостном, либо красочном. Однако, поскольку элементы линейный, плоскостной и красочный не могут быть совершенно отделены друг от друга, было бы схоластикой стремиться к осуществлению этих сдвигов в беспримесном виде».

Цитируется по Б. Лившиц, «Полутораглазый стрелец», 1933 год

Эти «сдвиги» и «искажения» четко видны в картине «Парикмахер без головы»: зеркало, изображенное на полотне, состоит из разрозненных осколков, фигура парикмахера — это всего лишь набор геометрических фигур, а цвета далеки от реальности.

Источник: пресс-релиз Christie’s

О произведениях Павла Челищева на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.
О произведениях Николая и Святослава Рерихов на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.

Постоянный адрес статьи:
http://artinvestment.ru/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html
http://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090409_christies_burliuk.html

При цитировании ссылка на http://artinvestment.ru обязательна


  • 23.06.2016 Британские художники против выхода страны из ЕС Около 300 деятелей британской культуры, включая художников Аниша Капура, Трейси Эмин и Дэмиена Херста, а также актеров Киру Найтли и Бенедикта Кембербетча, высказались против выхода Великобритании из ЕС
  • 23.06.2016 «Гулять по воде» с Христо Явашевым Художник Христо Явашев представил новую инсталляцию на озере Изео в Ломбардии: на две недели озеро покрыла сеть плавучих пирсов ярко желтого цвета, по которым могут пройти все желающие
  • 21.06.2016 Экономист Клэр МакЭндрю ушла из TEFAF в команду Art Basel Автор широко публикуемых обзоров о состоянии арт-рынка теперь будет готовить и представлять их в рамках мероприятий Art Basel
  • 21.06.2016 В Коннектикуте случайно нашли Гогена Натюрморт с маками более 30 лет провисел в антикварной лавке, хозяин которой не имел понятия, кто ее автор. Работу идентифицировали по черно-белой фотографии 1940-х годов, опубликованной в каталоге-резоне Гогена
  • 21.06.2016 Решилась судьба бюста Пикассо за $100 млн Скульптуру Пикассо «Женский бюст» 1931 года из коллекции Майи Видмайер-Пикассо уступили клиенту Ларри Гагосяна Леону Блэку. Катару обещали финансовую компенсацию за моральный ущерб
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:
Наверх