Николай и Святослав Рерихи на Christie’s
ARTinvestment.RU   09 апреля 2009

24 апреля на «Русские торги» Christie’s будут выставлены работы Николая и Святослава Рерихов

Русские торги аукционного дома Christie’s, которые пройдут 24 апреля 2009 года, будут включать десять работ кисти Николая Рериха и его сына Святослава Рериха, а также произведения Давида Бурлюка и Павла Челищева.

Николай Рерих (1874–1947) — выдающийся русский мыслитель, художник и писатель — родился 9 октября 1874 в Санкт-Петербурге. В 1893 он одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. С 1906 по 1917 Николай Рерих был директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. В период с 1910 по 1916 являлся членом художественного объединения «Мир искусства», основанного Сергеем Дягилевым (Рерих был автором серии декораций к выступлениям труппы «Русский балет»). После Февральской революции 1917 Николай Рерих стал членом Комиссии по делам искусств, созданной Горьким. Вскоре художник перебрался в Карелию, ближе к границе с Финляндией, куда он с семьей и перешел в начале 1918.

В середине 1919 Рерихи переехали в Лондон, а после приглашения, поступившего от директора Чикагского института искусств, осенью 1920, — в США, где была организована серия выставок. В США Рерихи оставались вплоть до 1923. В 1924 Николай Рерих отправился в научную экспедицию по Центральной Азии. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет и по неизученным областям Гималаев.

Большинство произведений кисти Николая Рериха, выставляемых на русские торги 24 апреля 2009 года, относится именно к периоду этой выдающейся экспедиции, продолжавшейся с 1924 по 1928. Пейзаж «Величайшая и святейшая Тангла» из цикла «Шамбала» (1929) — один из восьми дошедших до наших дней горных пейзажей Рериха из этого цикла (эстимейт 300–500 тысяч долларов). Данное полотно попало в коллекцию настоящего владельца в 1975 году. Среди других работ, имеющих отношение к экспедиции, следует отметить картину «Гималаи» (150–200 тысяч долларов); «Монастырь Шаругон, Тибет» (40–60 тысяч долларов). Интересно также полотно «Крепость Гессар-хана» (80–120 тысяч долларов). Гессар-хан — это легендарный герой, новое воплощение которого, по преданию буддистов, истребит все зло на земле. Эту легенду Рерих слышал еще в детстве, и позднее часто возвращался к ней в своих работах.

Во время экспедиции Рерих посетил целый ряд тибетских дзонгов — укрепленных буддийских монастырей (в которых, как правило, в то время уже размещалась городская администрация). Один из таких дзонгов и изображен на одноименном полотне кисти Рериха (150–200 тысяч долларов). На торги также будет выставлена работа «Каменный рельеф с изображением Будды» 1928 года (250–350 тысяч долларов).

Первый портрет Николая Рериха его сын Святослав Рерих (1904–1993) написал в 13-летнем возрасте, а когда ему было 15, он уже помогал отцу создавать эскизы к декорациям для постановок лондонского Ковент-Гардена. Пока семья Рерихов жила в Нью-Йорке, Святослав учился на архитектурном отделении Колумбийского университета, но интереса к живописи не терял. В 1923 в Нью-Йорке, в Галерее Арден, прошла его первая персональная выставка, после чего он отправился с семьей в экспедицию по Центральной Азии. По возвращении в Нью-Йорк Святослав продолжил свое обучение и принял участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Николая Рериха. Со временем интерес Святослава Рериха к восточной культуре только усилился и в 1931, закончив учебу, он переехал из США в Индию к своей семье.

Кисти Святослава Рериха принадлежит большое количество выдающихся портретов. Среди самых известных из выполненных в Индии — портреты Индиры Ганди и Джавахарлала Неру, которые сейчас находятся в Центральном зале Парламента Индии в Нью-Дели.

«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (0,9–1,1 миллиона долларов) написан через несколько лет после переезда Святослава в Индию в 1933. Полотно передает не только его уважение к отцу, но и подчеркивает его уникальную технику рисования портрета: выделение одних деталей и нивелирование других. В 1942 Святослав писал, что портретист должен передавать «те черты и характерные акценты, которые являются самыми показательными, самыми достойными запоминания, и либо стирать, либо смягчать черты, которые могут отвлечь от целого» (Святослав Рерих. «Портретная Живопись». Творческие мысли: Статьи Святослава Рериха. Москва, 2004. С. 81).

«Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» считается одним из самых значительных произведений в творческом наследии художника. Святослав Рерих изобразил своего отца, используя живописные приемы, характерные для православной иконописи, — это обратная перспектива в изображении зданий на фоне, фронтальное изображение фигуры, неопределенный источник света, центральное доминирующее положение фигуры на холсте. Именно эти приемы в сочетании с архитектурой тибетского храма и буддистскими символами выделяют этот портрет из ряда других, созданных Святославом Рерихом.

Изначально полотно находилось в поместье Ральфа Харриса Хьюстона. Впоследствии оно принадлежало Джону Куртцу из Бингемптона. Настоящим владельцем картина была приобретена у Куртца в 1982 и выставлялась в нью-йоркском музее Рериха с 1990 по 2009.

Источник: пресс-релиз Christie’s

О произведениях Павла Челищева на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.
О произведениях Давида Бурлюка на торгах 24 апреля можно прочитать здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090409_christies_rerihs.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090409_christies_rerihs.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх