«12-й стул» оказался с секретом: краткие итоги первого аукциона
ARTinvestment.RU 26 апреля 2016
Впечатляющая для дебютного аукциона выручка по деньгам — 142 % от суммарной оценки. 80 % лотов ушло с молотка
Во вторник 19 апреля завсегдатаи московских букинистических аукционов в практически полном составе собрались в отеле «Националь», чтобы наблюдать и участвовать в торгах нового аукционного дома «12-й стул». Это тот случай, когда «новый» знакомый на самом деле оказался старым добрым другом: организатором торгов «12-й стул» является антикварный салон «Среди коллекционеров».
К началу торгов в зале почти не было свободных мест, хотя начинались торги «12-го стула» в пять часов в будний день. Выбор времени, кстати, был весьма символичным: тот самый аукцион в Петровском пассаже, на котором Остап Бендер торговался за гарнитур мадам Петуховой, тоже начинался в пять часов. И объективно это лучшее время для начала торгов. Публика не успевает переутомиться и разойтись, как бывает в случае, когда аукционы поздно начинаются, а потом затягиваются чуть ли не до полуночи. Пусть не все успевают приехать к началу торгов лично, но всегда есть альтернатива торговаться онлайн, по телефону или оставить заочный бид.
Все эти возможности участники прошедшего аукциона использовали с размахом. Боролись почти за каждый лот, одинаково активно торговались в зале, по телефонам, через Интернет и по заочке. Очень активен на первых порах был интернет: многочисленные онлайн-ставки порой даже не давали выступить со своим предложением тем, кто был в зале. То же можно сказать и о телефоне. Этот первый час торгов, по моим ощущениям, и задал общий тон мероприятию, настроив всех бороться за лоты и покупать их.
Более того, в начало каталога организаторы поставили гарантированные «хиты». В итоге из первых 50 лотов остались непроданными лишь два (!) лота, причем практически все лоты существенно превысили эстимейты. Продавалось даже то, что и в букинистическом магазине лежит без движения. В итоге три с небольшим сотни лотов торговали более четырех часов и из 335 выставленных лотов продали 265 — почти 80 %. А в денежном выражении результат для дебютных торгов нового аукционного дома поистине феноменальный — заработали 10,9 миллиона рублей, что составляет 141,5 % от среднего суммарного эстимейта. С чем мы от души поздравляем организаторов.
А рассказать о том, что именно было куплено и по каким ценам, я предоставлю самим организаторам.
Издания XVIII — начала XIX века были распроданы полностью. Наибольший интерес у публики вызвали лот № 6 — труд «Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, Путешествие к Святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, Предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 году» (Клинцы, 1788) — цена составила 320 тыс. рублей; и лот № 5 — книга И. И. Бецкого «Учреждение Императорского Воспитательного для приносных детей дома и госпиталя для бедных родильниц в столичном городе Москве» (1767 г., в трёх частях с прибавлениями). Переднюю крышку экземпляра «Воспитательного дома» украшал вензельный суперэкслибрис князя Ивана Андреевича Вяземского. Основанный в 1764 году по инициативе Ивана Ивановича Бецкого (1704–1795) Императорский Воспитательный дом в Москве на протяжении XVIII — XX вв. неоднократно менял своих хозяев и обитателей, но здание и ныне существует на Москворецкой набережной.
Среди книг из раздела «Русские пословицы и поговорки», ранее входивших в состав частной библиотеки, принадлежавшей «голливудскому Генри Хиггинсу», актёру и сценаристу Роберту Истону (1930–2011), большой интерес вызвало «Полное собрание русских пословиц и поговорок, расположенное по азбучному порядку» Д. М. Княжевича (1822): стартовав с 250 тыс. рублей, оно остановилось только на 340 тыс. рублей. А за 500 тыс. рублей новому владельцу достался труд Ивана Михайловича Снегирёва (1793–1868), удостоенный Демидовской премии, — «Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках» (1831–1834). Из этого же раздела с повышением от заявленных стартовых отметок ушли поэтический ежедневник А. П. Михневича «Бездна мысли» (1891) и «Ходячие и меткие слова» известного фольклориста Морица Ильича Михельсона.
Устойчивым спросом на аукционах пользуются книги по отечественной истории. С подъёмом от первоначальной цены на торгах «12-й стул» реализовано сочинение барона Г. Танненберга, посвящённое Императрице Екатерине II. Труд историка Н. И. Костомарова «Сорок лет: (Малороссийская легенда)» (1881) превысил старт в 9 раз и был продан за 50 тыс. рублей.
Сразу четыре участника торгов страстно желали приобрести первое издание известного сочинения историка, журналиста Николая Полевого «История Петра Великого» (1843). Полукожаные переплёты эпохи и низкий старт (15 тыс. рублей) настроили претендентов на упорную борьбу, и лот ушёл за 75 тыс. руб. Оживление в зале вызвал выставленный на торги роман Николая Греча «Чёрная женщина» (1834). Сам автор так писал о содержании своего сочинения: «Лет за двадцать пред сим слышал я в одном приятельском кругу невымышленный рассказ о жизни человека, который в младенчестве своём был испуган одним страшным явлением во время московской чумы. Это явление сделалось ему неразлучным спутником, предвещало ему счастие и беду, радость и печаль, успех в деле — и неудачу и исчезло только с того времени, как повторилось пред глазами мечтателя в действительности». Стартовав с 45 тыс. рублей, книга ушла покупателю за 80 тыс. рублей.
Недорого (за 55 тыс. рублей) был продан полный комплект многотомного издания мемуаров первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка «Путь новой Турции» (1929–1934). Большой интерес проявили покупатели к книгам, объединённым в украинскую подборку: «Народные южнорусские сказки» (1869–1870) Х. А. Алчевская «Туга за сонцем», «Основа: южно-русский литературно-учёный вестник», «Воссоединение Украины с Россией» (1954, цена 8 тыс. рублей), «Дело об убийстве Адальберга Вагнера викария Харьковской католической церкви» (1905 г.) и др.
Нового владельца обрело редкое малотиражное художественное издание «Альбом русских древностей Владимирской губернии» (1881), выпущенное в литографической мастерской Ивана Александровича Голышева в селе Мстёра. Полный комплект «Памятники искусства Тульской губернии» (1912–1914) Ю. А. Олсуфьева, к которому был проявлен большой интерес до проведения аукциона, пока не нашёл своего почитателя. Думаем, что масштабный труд не залежится на книжной полке, ведь в конце 2015 года Тула заняла третье место в конкурсе самых благоустроенных городов России. На аукционе был продан редкий полный комплект (15 выпусков) «Русских древностей» И. Ф. Барщевского (1915, издание Императорского Строгановского училища). Покупателя привлекло коллекционное состояние, наличие всех 150 иллюстраций, на аукционе предлагался экземпляр в издательских обложках и в трёх заказных папках, выполненных специально для хранения данного экземпляра.
Полностью распроданы издания из раздела «Морская тематика»: выше старта ушли «История кораблекрушений» (1799–1800, лот № 7), сочинение русского мореплавателя Отто Евстафьевича Коцебу «Путешествие в Южный океан» (1821–1823), «Записки флота капитана Рикорда о плавании его к Японским берегам» (1851), «О купеческом судостроении в России» (1859–1863), книга В. М. Головнина «О состоянии Российского флота в 1824 году…», «Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия» (1864), книга для юношества М. Лялиной «Русские мореплаватели», «Морская сила в Балтийском море» Г. Кирхгофа (1908–1910). и др.
Традиционно хорошо продаются на аукционах книги и художественные альбомы на театральную, прежде всего балетную, тематику. С многократным превышением старта на аукционе ушли сочинения знатока балета Константина Аполлоновича Скальковского (1843–1906) и очаровательная хромолитографированная книжка «Петрушка, уличный театр. Списанный со слов уличного паяца» (1900). Лубочное издание, легко преодолев старт в 3 тыс. рублей, ушло за 38 тыс. рублей.
Не остались без внимания книги по охоте и рыбной ловле. Самой дорогой книгой раздела стал труд Василия Алексеевича Левшина «Книга для охотников до звериной и птичьей ловли, также до ружейной стрельбы и содержания певчих птиц» (1813–1814). Новым владельцем первой книги на русском языке, посвящённой охоте и любительской рыбалке, щедро сдобренной анекдотами и охотничьими тайнами, стал участник в зале. Экземпляр «Синеморских рыболовных промыслов» (1895) в тёмно-синем тканевом переплёте эпохи отправился к покупателю за 90 тыс. рублей.
Настоящее сражение развернулось за сочинение А. Шопенгауэра «Эристика или искусство спорить» (1893), экземпляр из собрания московского промышленника Павла Петровича Рябушинского (лот № 53). Объявленный старт в 3 200 рублей был многократно превышен, а цена составила 55 тыс. рублей. Первая книга известного переводчика и художественного критика А. М. Эфроса «Песнь песней Соломона» (1909), принадлежавшая Л. С. Баксту, выросла в цене со стартовых 3 тыс. рублей до 31 тыс. рублей.
На предаукционной выставке неизменный интерес у посетителей вызывал малотиражный журнал (с текстом, напечатанным на ротаторе) «Курсант». На торгах были проданы два номера этого периодического издания (оба — 1920 г.), цена молотка — 38 тыс. рублей.
На аукционе предлагалась подборка изданий, посвящённых развитию мясной промышленности в СССР. Покупателей привлекли «Мясокомбинат имени А. И. Микояна» (1936 г.), книга Г. В. Бабина «Колбасное производство» (1936 г.).
Успехом пользовались парадные издания дореволюционного времени. Капитальный труд немецкого историка Фридриха Готтенрота (1840–1917) «История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён» (в двух томах, 1911) в издательских переплётах ушёл за 340 тыс. рублей; книга Генриха Вёльфлина «Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения» (1912) в издательском переплёте с металлической накладкой с портретом Леонардо да Винчи на передней крышке — за 85 тыс. рублей.
За 380 тыс. рублей была продана подборка журналов «Строительство Москвы» за 1924–1941 гг., в оформлении которых принимали участие известные графики и художники 1920–30-х годов Эль Лисицкий, Г. Клуцис, В. и Г. Стенберги, С. Телингатер, И. Рерберг, В. Ёлкин и др.
Спросом пользовались недорогие занимательные книжки и издания на бытовую тематику и с практическим применением. «Вечные темы»: взаимоотношения мужчин и женщин, вопросы брака и семьи, правильного употребления спиртных напитков, успешного изучения иностранных языков, на которых в дальнейшем «в самое короткое время можно без посторонней помощи читать, писать и говорить», всегда интересовали коллекционеров, любителей книг и антиквариата. Были проданы «Медицинская флора…» Э. Винклера (1855, в подносном индивидуальном переплёте эпохи), «Лечение гипнозом морфинистов, алкоголиков и курильщиков» (1906), «Новейший полный самоучитель английского языка…» (1893), «Умственное и нравственное воспитание детей…» Е. Н. Водовозовой, «Кризис и безработица» (1906), «Пьянство, его причины, лечение и юридическое значение» (1889, экземпляр из собрания врача-психиатра, директора первой алкогольной лечебницы Александра Михайловича Коровина), «Что нужно знать о спиртных напитках» (1925), «Как переплетать книги» (1925), комедия из еврейской жизни О. Нотовича «Брак и развод». Ожесточённая борьба развернулась за самоучитель по плаванию 1915 года, обещавший научить плавать как рыба любого всего за двадцать уроков. Вопросы распределения рабочего времени, скорее, его уплотнения в пределах 24 часов, также волновали собравшихся на аукционе и участников в Интернете, — книга П. М. Керженцева «Борьба за время» (1924) из собрания автора ушла за 18 тыс. рублей.
На 100 % распродан раздел «Сатира и нравоучительный юмор». Единственная прижизненная книга стихов поэта-сатирика и пародиста Петра Васильевича Шумахера «Шутки последних лет» (1879), стартовав с 12 тыс., остановилась только на 60 тыс. рублей.
Топ московских торгов последнего времени — работы художницы Татьяны Мавриной. На аукцион были приняты уникальные экземпляры авторских альбомов Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996), рисунки в которых были созданы в 1980-е годы. В альбом «Зима и люди» вошли 112 рисунков, исполненных акварелью и тушью, в альбоме «Дни» — 46 рисунков. На эти два лота претендовали несколько участников, торговавшихся в зале, в Интернете и по телефону. Победителем стал известный коллекционер, альбомы прописались в замечательном московском собрании.
Источник: 12stulauction.ru
https://artinvestment.ru/invest/russia/20160426_12th_chair.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20160426_12th_chair.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн