Живопись и графика «В Никитском» 19 марта. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   26 марта 2015

Торги ИЗО «Дом антикварной книги в Никитском» проводит в среднем раз в полгода. Насколько в этот раз совпали вкусы и предпочтения публики с тем, что предложили организаторы?

В прошедший четверг, 19 марта в «Доме антикварной книги в Никитском» прошли 48-е торги «Живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства. Плакаты». Предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства появляются на регулярных торгах «В Никитском» нечасто, такие тематические торги в среднем проходят раз в полгода. И нам всегда интересно, с одной стороны, что предложат организаторы публике, избалованной количеством и качеством букинистических лотов на профильных торгах аукционного дома, а с другой — чем ответит аудитория «Никитского» на это предложение.

Каталог аукциона, в состав которого вошло 519 лотов, был поделен на девять тематических разделов: «Печатная графика художников XVIII — XX вв.», «Живопись русских и советских художников XIX — XX вв.», «Живопись и графика художников нонконформистов и шестидесятников», «Из художественных архивов В. В. Владимирова, К. П. Ротова, В. А. Ватагина, К. В. Кузнецова, Л. О. Гриншпуна, П. И. Лаврова», «Оригинальная графика русских художников ХХ в.», «Печатная графика русских художников ХХ в.», «Скульптура и ДПИ», «Русское искусство. Каталоги выставок», «Плакаты, фотографии». Организаторам удалось найти и включить в каталог целый ряд по-настоящему интересных живописных и графических работ авторов XIX — XX веков. В частности, в список топ-лотов аукциона вошли «Портрет восточной девушки» А. А. Харламова (лот 47, эстимейт 6,6–6,8 миллиона рублей), очень красивый пейзаж «Март» В. К. Бялыницкого-Бируля (лот 48, эстимейт 1,2–1,25 миллиона рублей), большой натюрморт «Вишневый сад», созданный в 1965 году Ю. И. Пименовым в качестве живописного эскиза к оформлению одноименного спектакля по пьесе А. П. Чехова (лот 61, эстимейт 9,9–10 миллионов рублей), и ряд других работ.

Однако, как показывает практика, публика, покупающая на аукционах, — консервативна и не всегда ценит перемены, будь то смена аукциониста или непрофильный ассортимент на торгах. Так случилось и на этот раз. Участники торгов «В Никитском» ценят книги, в крайнем случае — плакаты и другую печатную графику.

За два часа с молотка ушло 144 (28,02 %) из 514 лотов (5 лотов были сняты до начала аукциона). Общая выручка торгов составила чуть более  5 миллионов рублей, или 10,99 % от среднего эстимейта каталога. Наибольшую активность в очередной раз проявили интернет-участники, выигравшие почти треть всего проданного — 42 лота; по 35 лотов забрали участники в зале и заочные покупатели, 32 раза праздновал победу телефон.

К началу торгов в аукционном зале в Никитском переулке собралось два с лишним десятка человек, еще 11 участников присутствовали виртуально. Однако с первых же лотов стало понятно, что принимать активное участие в аукционе никто особо не спешит. Зал вступил в торги только на 42-м лоте, купив комплект из восьми литографий «Силуэты» (1877) Елизаветы Бём за 45 000 рублей по старту. Всего же в открывавшем торги разделе печатной графики было продано чуть больше трети — 16 из 44 лотов; результат по деньгам — 15,24 % от среднего эстимейта раздела.

Не очень впечатляет, скажете вы, и будете правы. Однако, как выяснилось в ходе торгов, это был еще не самый обескураживающий результат. В разделе живописи и графики XIX — XX веков было продано 4 из 21 лота. Из 34 работ в целом очень неплохой подборки художников-шестидесятников ушла одна — офорт «Женские фигуры» из серии с говорящим названием «Апокалипсис» (1966) Э. И. Неизвестного (лот 99), офорт достался владельцу заочной ставки за стартовые 40 000 рублей. Из 81 лота оригинальной графики русских художников XX века новых владельцев обрели 10. Раздел скульптуры и ДПИ и вовсе оказался невостребованным. Таким образом, из всей живописи, входившей в состав каталога (31 лот, 7 из которых выставлялись с оценкой от 1 до 9,9 миллионов рублей) было продано лишь две работы. Из 252 лотов авторской графики — 58.

Но были и бесспорные удачи. Первая из них — стринг из трех работ Рустама Хамдамова (лоты 63–65). «Натюрморт с кружкой, грушами и виноградом» (1993), ушедший за 580 000 рублей со старта в 500 000 по заочной ставке (лот 63), стал вторым результатом вечера и самой дорогой покупкой зала. Акрил на холсте «Сёстры» (лот 64), проданный по старту, за 250 000 рублей, показал третий результат вечера и стал самым дорогим лотом, выигранным заочным биддером.

Второй удачей организаторов следует назвать архив художника Константина Ротова; торги по некоторым рисункам из этого архива, в основном по иллюстрациям к детским книжкам, сопровождались настоящим ажиотажем в зале. Один из самых долгих и упорных поединков — с участием зала, Интернета и заочного биддера — развернулся за иллюстрацию к стихотворению Сергея Михалкова «Дядя Стёпа», с заверяющей подписью поэта на подложке рисунка (лот 118). Стартовав с 15 000 рублей по заочной ставке, лот стараниями группы претендентов вырос в цене до 70 000 рублей, за которые и достался заочному победителю. А за рисунок тушью 1950-х годов «Влюблённые» (лот 127) между залом и Интернетом разгорелась настоящая дуэль, начавшаяся с мирных 6 000 рублей. Победил интернет-участник, предложивший за рисунок 22 000 рублей.

Самой крупной сделкой вечера стала продажа эскиза плаката «Окна Главполитпросвета № 340» (1921) художника М. Черемных с текстом, предположительно, В. Маяковского (лот 375) за 650 000 рублей.

Что касается общих цифр продаж по стрингам, то в разделах книжной и печатной продукции ситуация несколько выровнялась. Предсказуемо удачной оказалась подборка раздела «Русское искусство. Каталоги выставок», в котором с молотка ушло 43 из 78 (55,13 %) лотов на общую сумму почти в 630 000 рублей, или 62,94 % от среднего эстимейта раздела.

А самым доходным, принесшим организаторам торгов почти половину (46,42 %) всей выручки торгов, стал раздел плакатов и фотографий, завершавший каталог. 38 проданных из 145 лотов этого раздела добавили в копилку устроителей более 2,4 миллиона рублей.

Аукцион прошел — прошел быстро, без задержек и странностей (кроме одной: заочная ставка зачастую шла вторым шагом, после Интернета), и это хорошо. Почему живописные и графические лоты не показали того результата, на который вправе были рассчитывать устроители? Ответ долго искать не надо: это и высокие (выше или на уровне мировых рекордов) старты (особенно это касается работ шестидесятников), и публика, ориентированная прежде всего на книги, и возможно, упущенная актуальность некоторых тем — например, лубочных картинок времен Первой мировой войны.

Следующие, на этот раз букинистические, торги Никитского «Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии. Часть 1» пройдут уже сегодня, 26 марта. Организаторам желаем удачи, а нам интересно будет сравнить результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20150326_nikitsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20150326_nikitsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх