Редкие плакаты и афиши в Никитском 12 февраля. Краткие итоги аукциона
ARTinvestment.RU   16 февраля 2015

От дореволюционного рекламного щита молочной муки «Нестле» до киноафиш к «Бриллиантовой руке» и «Кин-дза-дза», от большевистского плаката «Освободи Крым!» до плакатов времен войны

В четверг 12 февраля в «Доме антикварной книги в Никитском» собралась небольшая, но весьма активная компания, привлеченная каталогом первого специализированного аукциона «Редкие плакаты и афиши». Коллекционирование плакатов — дело захватывающее: раскупили 255 лотов (42 % каталога) на сумму 10,88 миллиона рублей (61,4 % от среднего суммарного эстимейта). Практически все целевые покупатели на этот раз присутствовали в зале — на их долю пришлось 54 % проданных лотов (139 из 255). По заочным ставкам было куплено 80 лотов (31 %); по телефону делал ставки единственный биддер, купивший 13 лотов (5 %); а интернет-участникам досталось 23 лота (9 %). Поскольку в зале собралась исключительно заинтересованная публика, и было меньше соблазна отвлекаться на фуршет (на этот раз он был безалкогольным), то аукцион прошел слаженно и быстро: профессионал аукционного дела Елена Горская сумела уложить более 600 лотов в два с половиной часа, за что ей огромное человеческое спасибо!

Аукционный каталог вобрал в себя произведения различных эпох и направлений — от дореволюционного рекламного щита молочной муки «Нестле» до лубков времен Первой мировой, от советских плакатов времен Великой Отечественной до киноафиш к «Бриллиантовой руке» и «Кин-дза-дза». Спрос немного менялся от стринга к стрингу, но в целом ни одного провального раздела не было. Отсюда вывод: в плакатной сфере собирают всё. Социальные плакаты раскупили на 35 % (56 % по деньгам); политические плакаты разобрали на 36 % (49 % по деньгам); военные плакаты пользовались большим спросом (56 % по лотам и 80 % по деньгам); рекламных плакатов ушло с молотка 42 % (55 % по деньгам); и почти так же разошлись афиши (41 % по лотам и 55 % по деньгам).

Разброс цен был небольшим: самые недорогие лоты можно было приобрести за несколько тысяч рублей; дорогие плакаты редко превышали 100-тысячный порог — в основном они стоили около 60–90 тысяч рублей. Если взять среднее арифметическое от эстимейтов всех 600 с небольшим лотов, то средняя цена за плакат выйдет около 30 тысяч рублей. Так что плакаты, безусловно, являются бюджетной нишей для коллекционирования. А уж наглядности и декоративности им точно не занимать.

Самым дорогим лотом аукциона стал металлический рекламный щит конца XIX — начала ХХ века «Нестле. Молочная мука». Это были первые на отечественном рынке детские молочные смеси, заменяющие грудное молоко. Продукция «Нестле» произвела настоящую революцию в борьбе с детской смертностью от неправильного кормления. А на прошедшем аукционе рекламу молочной муки купили по старту за 220 тысяч рублей. Шедший сразу за топ-лотом редкий дореволюционный рекламный плакат хинного мыла лаборатории Энглунда был куплен через Интернет за 150 тысяч рублей (эстимейт 100–120 тысяч рублей).

В том же разделе рекламного плаката за 120 тысяч рублей, практически вдвое выше эстимейта (65–70 тысяч рублей), ушел киевский плакат «Читайте журнал “Воздушный флот”» середины 1920-х годов. Столько же заплатили за рекламный плакат карандаша «Победа» (оцененный, кстати, в те же 65–70 тысяч рублей) производства треста «Мосполиграф», рекламные слоганы для которого выдумывал Маяковский. Автор эскиза указан не был, но то ли авангардный плакат 1926–1932 годов так понравился, то ли у участников имелись относительно авторства свои знания и соображения...

В разделе военных плакатов топ-лотом стал плакат 1944 года «Русский народ никогда не будет стоять на коленях». Два игрока в зале спорили за этот плакат с 50 до 200 тысяч рублей (эстимейт 50–55 тысяч рублей). В этом же разделе разыгралась нешуточная борьба за плакат на украинском языке «Розчавимо фашистську гадину!» («Раздавим фашистскую гадину!») 1941 года. Двое участников в зале торговались до 170 тысяч рублей при старте с 65 тысяч рублей.

С хорошим превышением эстимейта ушли многие плакаты времен Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Так, за 100 тысяч рублей был продан игроку в зале плакат «Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела» 1919 года художника Дмитрия Моора (эстимейт 65–70 тысяч рублей). Далее редкий плакат «Пусть все Вильгельмово стадо бешено ринется к нам. Мы не сдадим Петрограда белогвардейским полкам», выпущенный в Пензе в 1919 году, также достиг цены молотка в 100 тысяч рублей. Еще один плакат Моора, «Красный подарок белому пану. Двинь-ка этим чемоданчиком пана в лоб» 1920 года, достался телефонному покупателю, спорившему с игроком в зале до 120 тысяч рублей (эстимейт 50–52 тысячи рублей). Большой интерес в зале вызвали четыре большевистских плаката, посвященные врангелевскому Крыму («Освободи Крым!», «Путь Врангеля!», «Крым должен быть красным!» и т. д.): эти лоты уходили в диапазоне от 80 до 160 тысяч рублей при эстимейтах от 70 до 80 тысяч рублей.

В шедшем под занавес аукциона стринге афиш попадались и очень редкие. Например, афиша агитационного эстрадного театра «Синяя блуза», существовавшего в 1920-х — начале 1930-х годов. Театр следовал лозунгам нового массового революционного искусства; участники выступали в синих блузах, чтобы соответствовать традиционному образу рабочего класса. Афиша, уцелевшая из тиража в 1000 экземпляров, была куплена по телефону за 95 тысяч рублей (эстимейт 50–60 тысяч рублей). Раскупили и три афиши на украинском языке к фильмам 1927–1928 годов: «Сумка дипкурьера» (60 тысяч рублей), «Приключения подкидыша» (40 тысяч) и «Кира Киралина» (55 тысяч). Сразу три участника в зале спорили за афишу ленинградского театра комедии «Чудеса в решете». Стартовали с 12 тысяч рублей. Настойчивее всех оказался некий заочный участник, перебивший все ставки в зале своей победной в 65 тысяч рублей. Заканчивался каталог афишами к старым любимым советским фильмам: рекламный плакат к гайдаевскому «Ивану Васильевичу» купили за 44 тысячи рублей (эстимейт 32–35 тысяч рублей), трехчастный плакат к фильму «Кин-Дза-Дза!» игрок в зале приобрел за 60 тысяч рублей (оценка 35–40 тысяч рублей), плакат к фильму Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» ушел за 40 тысяч рублей (эстимейт 25–28 тысяч рублей).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20150216_nikitskiy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20150216_nikitskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх