11 декабря «Кабинетъ» завершил сезон «живописными торгами»
Получилось интересно и предпразднично
Вчера, 11 декабря 2013 года аукционный дом «Кабинетъ» провел очередной, 22-й аукцион «Русская живопись и графика XIX — XX вв.», завершив им предрождественскую серию торгов (кроме вчерашнего, в нее входили также два воскресных аукциона — «Ордена, медали, знаки Российской империи. Предметы истории» и «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии»).
Аукцион прошел интересно: в зале царила предпраздничная атмосфера, было много смеха и шуток, и было много торга. По выходу из зала казалось, что все прошло гораздо активнее и результативнее, чем есть на самом деле, если верить цифрам. Возможно, все дело в большом количестве людей и в их приподнятом настроении. А в зале этим вечером был настоящий аншлаг: к половине шестого вечера, на которые был назначен старт торгов, собралось уже более 50 человек, причем люди продолжали подходить и в следующие 10–15 минут, которые устроители специально выделили на то, чтобы дождаться задержавшихся гостей.
Именно зал, кстати, и забрал почти половину из проданных в этот вечер 70 лотов — 34 работы. 30 раз улыбнулась удача покупателям по телефону, заочная ставка победила лишь 6 из 21 раза.
В каталоге устроителям удалось собрать многие из самых популярных на российском арт-рынке имен. Среди топ-лотов торгов можно было увидеть произведения И. Айвазовского, И. Левитана, А. Харламова, М. Ларионова, Н. Рериха, А. Яковлева и др. Было продано 70 из 174 (40,23 % ) выставленных на торги лотов на сумму 19 462 500 рублей, что составляет 41,2 % от среднего эстимейта. Это немного выше, чем среднерыночный российский показатель для всех «живописных» аукционов в этом году.
Каталог аукциона был составлен в соответствии с хронологией создания работ, поэтому большая часть самых дорогих лотов — произведений прославленных авторов середины — конца XIX века, были сосредоточены в первой половине торгов.
Интересно, что в этот раз торг шел не только в нижнем и среднем ценовых сегментах, как это часто бывает, но и за лоты, цена которых выходила за семизначные границы, хотя чаще такие лоты покупаются без торга, либо торг идет вне зала, между заочными участниками. Например, за небольшую (15,7 × 24,3) картину «Парусник на море» И. К. Айвазовского (лот 4) торговались телефон и заочная ставка, в несколько шагов поднявшие цену лота до 2 400 000 рублей со 1 700 000 старта. «Парусник…» достался покупателю на телефоне и стал первой крупной покупкой вечера.
Интересным вышел торг по лоту 43 — легкому и оптимистичному пейзажу «Радуга» Н. П. Крымова. Работу эту, ранее уже выставлявшуюся на одном из московских аукционов, не желали уступать друг другу покупатель на телефоне и один из игроков в зале. За пять напряженных шагов (хотя иногда ставка была и в полшага) они сумели превысить верхний эстимейт работы и выйти на результат 1 100 000 рублей с 850 000 старта. Работа досталась покупателю в зале.
Два других результата, перешагнувших миллионную планку — рекордные 2 500 000 рублей за живопись «Рассвет на море» И. Айвазовского (лот 20) и 2 300 000 рублей за графику «Тибетский монах с колокольчиком» А. Яковлева (лот 63), — были достигнуты более «традиционно»: работы ушли в зал по старту.
Очень неплохо расходились «сезонные» произведения, с зимней, предрождественской тематикой — и живопись и графика. Типичный пример — «Зимний лес» Александра Борисова (лот 34), в 5 шагов ушедший в зал за 750 000 рублей с 500 000 старта. Не без торга нашел своего нового владельца и «Зимний охотничий пейзаж с лосями» В. Муравьёва (лот 27) — за 650 000 рублей его отвоевал покупатель на телефоне. Пользовались популярностью и качественные вещи, посвященные зимним видам спорта: чуть выше или в рамках эстимейтов купили и «Игру в хоккей» Е. Акишина (лот 103), и «Лыжницу» И. Гринштейна (лот 105).
Графика вообще в последнее время продается очень хорошо — и оригинальная, и тиражная, и не только «зимние сюжеты». В этот раз развернулась настоящая борьба за офорты И. Шишкина (лоты 8, 9, 10, 18, 19). Торг за некоторые из них доходил до 12–13 шагов, и итоговые цены зачастую превышали верхний эстимейт, иногда в два раза. Хорошо ушла графика С. Видберга (лоты 29 и 30), офорт Н. Синезубова (лот 37) и др.
К сожалению, остались невостребованными многие «топовые» работы аукциона. Не нашли покупателя ни «Глинистый обрыв» Левитана (лот 14), ни «Портрет девочки» А. Харламова (лот 15), ни «Утро. Карельская сюита» (лот 36) Н. Рериха, ни «Три девушки» Ларионова (лот 89) ни многие другие достойные работы.
Традиционно причину неудач чаще всего ищут в завышенном эстимейте, но, возможно, здесь, не совсем тот случай. Возьмем, к примеру «Портрет девочки» Алексея Харламова. Подобный портрет той же техники и размера (47,9 × 38,6) был продан 9 мая 2013 года на торгах Sotheby’s со старта в 60 000 долларов за 75 000 долларов (2 475 000 рублей), что вполне сопоставимо с эстимейтом «Кабинета» в 2 350 000–2 900 000 рублей. Остается только догадываться, с чем не угадали устроители торгов: не то время или не тот покупатель. Возможно, ситуация изменится в постаукционных продажах.
Как бы то ни было, поздравляем аукционный дом «Кабинетъ» с достойным завершением сезона 2013 года и желаем успеха в наступающем, 2014 году.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131212_kabinet_11_dec_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131212_kabinet_11_dec_obzor.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.