Фальшивки массового поражения
Чем грубее, топорнее выполнена подделка, чем неправдоподобнее сопровождающая ее история, тем… проще ей найти покупателя в среде начинающих собирателей или вовсе неподготовленной публики, склонной к спекуляциям
Не так страшен черт, как его малюют. Громкие скандалы с подделками исключительного качества, над которыми ломают голову даже разбирающиеся люди и о которых снимают теледетективы*, встречаются не так уж часто. Дорогостоящие аферы ориентированы на богатую публику и часто носят адресный характер. Понятно, там счет идет на сотни тысяч и риски для мошенников велики. Продавцам же массовых фальшивок куда безопаснее ориентироваться на другой сегмент: на начинающих собирателей, а еще лучше на вовсе неподготовленную публику, склонную к спекуляциям.
Именно о таких «произведениях» сейчас и пойдет речь. Доходность операций с ними не высока — злоумышленники получают около 600–2000 долларов с работы. Зато хлопот меньше, да и клиентуры хоть отбавляй. И такая тактика работает. В сети мошенников чаще всего попадаются покупатели, которые ошибочно и самоуверенно думают, что:
1) на заграничных аукционах покупать безопасно, потому что там работы проходят некий экспертный отбор и мошенникам не хватит духу использовать для обмана этот канал;
2) в Интернете всегда все продается дешевле, и часто продавцы просто не представляют истинной ценности предлагаемых предметов (например, иностранцы не знают, кто такие Клюн, Ларионов, Машков и пр.);
3) на заброшенных чердаках и в сараях регулярно находят произведения русского авангарда, в дедушкиных сундуках лежат трофейные «голландцы», а почти все отъезжающие в Израиль очень неблагоразумно оставляли на хранение шедевры изобразительного искусства случайным людям;
4) они первые, кто догадался искать на торговых площадках в Интернете «нераскрытые шедевры».
Но уже после первых сделок у незадачливых спекулянтов открываются глаза. Оказывается, что от неряшливой экспертизы малые аукционы надежно прикрываются очень короткими сроками гарантии (за месяц покупатель ничего не успеет ни доказать, ни вернуть). Онлайновые аукционы кишат низкосортными подделками. Находки на чердаках сплошь «бабушкины сказки» или романтический дебют мошеннической комбинации. Таинственные «трофейные шедевры» чаще всего относятся к разряду анилиновых ковриков. А за стóящими вещами, появляющимися в Интернете и на небольших аукционах, следят сотни глаз опытных дилеров — против которых у новичка нет никаких шансов.
В глаза бросаются по меньшей мере два канала проникновения вала низкосортных подделок на рынок. Первый — массовые сетевые аферы: письма от «заключенной из израильской тюрьмы», «картину оставила нуждающаяся дама из Америки». Там одна рука, низкий уровень, около дюжины типовых сюжетов — мошенничество вычисляется легко. Сама афера рассчитана на «предприимчивость» жертвы, которая не упустит шанса провернуть выгодную сделку. Например, человек получает письмо, доставленное ему «по ошибке». Из которого понимает, что в Чернигове, например, можно подсуетиться и за 2000 евро купить картину и перепродать ее уже «теплому» покупателю в 10–20 раз дороже. В результате горе-бизнесмен покупал за 2000 евро (или другие деньги) ничего не стоящую подделку. А письма такие мошенники рассылали мешками. И людей пострадало немало. Схемы эти описаны, например, здесь и здесь, а еще вот здесь. Распространяемые подделки иногда называют «черниговскими», вероятно, в честь места рассадника. На самом деле их география уже значительно расширилась.
Другой канал — запуск фальшаков через мелкие и глобальные сетевые аукционы. Там ассортимент разнообразнее и более творческий. Идут уже компиляции, попытки соответствовать стилю художника. В целом тоже все достаточно топорно, но хотя бы не одна рука. Но финал один: от купленных фальшивок покупатели стали избавляться — и пошли «машковы» да «ларионовы» гулять себе по рынку в поисках новых «ценителей искусства».
По большому счету, происшествия с низкосортными подделками больше напоминают болезни грязных рук. Чтобы не попасться на примитивные обманки, новичкам достаточно соблюдать элементарные правила гигиены:
1) до обретения достаточной компетенции — воздержаться от покупки произведений на онлайновых аукционах (в том числе крупных и известных), а также воздержаться от заочных ставок на малых аукционах, не дающих многолетних гарантий подлинности. Не портьте себе настроение. То, что на обычных аукционах почти не бывает подделок, — тоже заблуждение;
2) внимательно изучить признаки массовых подделок в специально собранной теме форума AI «Осторожно, подделка картин!». Там приводятся все характерные марочки, бирочки, надписи — их в разное время показали на форуме пострадавшие со всех концов России и Украины;
3) разместить фото и описание предполагаемой покупки на форуме AI в разделе «Цены, оценка, атрибуция», чтобы получить спектр мнений о работе у опытных людей;
4) воздержаться от покупок в спешке, в сомнительных местах, по «письмам счастья». Мошенники обычно провоцируют жертву на вариант «куй железо пока горячо», чтобы человек не успел толком проконсультироваться и принять взвешенное решение;
5) помнить, что наличие бумаг (экспертных заключений и пр.) не гарантирует подлинности предмета, и уметь читать эти бумаги: во-первых, документы тоже подделывают, а во-вторых, липовую работу вполне может сопровождать подлинная бумага, полученная на законных основаниях (например, заключение технологической экспертизы, которое не является подтверждением авторства работы);
6) совершать покупки у дилеров и в галереях с хорошей репутацией, дающих гарантии.
Впрочем, самое верное решение — самому начинать разбираться в своей теме, чтобы мнение сторонних специалистов лишь дополняло вашу собственную точку зрения.
Владимир Богданов, AI
***
Ну а что делать, если уже случилось: фальшивка уже куплена? Часто незадачливые владельцы разоблаченной подделки принимают невинный вид и пытаются перепродать свое «горе». ARTinvestment.RU всегда советовал этого не делать. Место подделки — в чулане. В каком-то смысле это плата за науку. Тут нет ничего зазорного. И почти у всех матерых коллекционеров есть чулан, где хранятся «ошибки молодости». Попытка же перепродать подделку может повлечь за собой и другие неприятности. Куда более серьезные. О них, а также о способах снижения риска в сделках ARTinvestment.RU расспросил специалиста — эксперта в области правовых проблем торговли произведениями искусства.
AI: Ситуация: человек узнает, что в его распоряжении находится фальшивая вещь, и пытается от нее избавиться, перепродать, скрывая этот факт. Являются ли его действия мошенническими?
Эксперт: Да! Если человек знает, что у него поддельный Анатолий Зверев, и продает картину как работу Анатолия Зверева, он сознательно вводит покупателя в заблуждение. И цель у него — получить выгоду. Так что это классическое мошенничество (ст. 159 УК РФ).
AI: Иногда недобросовестные продавцы, навязывая подделку, аргументируют это так: «Я не утверждал, что это именно тот Зверев или именно тот Ларионов. Мало ли на свете других художников с такими фамилиями?» Может ли продавец избежать ответственности, прибегая к таким аргументам?
Э.: Многие фамилии (а иногда и сочетания фамилии и инициалов) достаточно распространены, поэтому продажа картины с известной, но распространенной фамилией позволит продавцу избежать ответственности, если только в документе о передаче картины не будет четко указаны имя и отчество того художника, работу которого намеревался приобрести покупатель. Т. е. оформляется договор и акт приема-передачи (передаточный акт), в котором указывается, что продавец передает покупателю картину конкретного художника. В документах ФИО художника указывается полностью; если же по какой-то причине указывается только фамилия, либо фамилия и инициалы, надо дополнить их указанием на годы жизни художника. Чем точнее в договоре и акте будет определен предмет сделки (в части, которая интересует покупателя), тем труднее будет избежать ответственности недобросовестному продавцу.
AI: Распространенная ситуация: на рынке предлагается картина, являющаяся копией картины известного художника, снабженная «подписью автора», — например, любительская копия музейной работы Стожарова, подписанная «Стожаров». Типа «а подпись тоже скопировали, потому что это — часть композиции». Можно ли трактовать продажу такой картины как мошенническое действие? Можно ли говорить, что наличие (подделка) подписи переводит копию картины в разряд подделок?
Э.: Если продается любительская копия, на которой «скопирована» подпись известного художника, то продавец обязан сообщить покупателю о том, что это именно любительская копия. Это должно быть определенно указано в договоре и передаточных документах. Т. е. в договоре и передаточном акте обязательно надо указать сведения о подлинности либо о копии: передается подлинная картина Стожарова либо копия картины Стожарова, выполненная неизвестным художником.
AI: Какие Вы посоветуете покупателю брать документы с продавца, чтобы в дальнейшем (в случае выявления подделки) обращаться в суд?
Э.: Здесь самое главное опять же правильно составить договор и передаточный акт. И в договоре, и в передаточном акте должна быть точно и подробно описана картина. Согласно пункту 1 статьи 161 Гражданского кодекса РФ, сделки между гражданами на сумму более чем на 10 МРОТ должны совершаться в простой письменной форме. Если эта форма не соблюдена, то в случае спора стороны не смогут ссылаться на свидетельские показания (пункт 1 статьи 162 ГК РФ), но могут приводить письменные и другие доказательства. Поэтому при покупке картин обязателен письменный договор, а также акт, который показывает, как именно договор был исполнен. Если картина не соответствует условиям договора, покупатель не должен подписывать акт.
AI: Является ли рукописная расписка в получении денег документом для суда?
Э.: Чтобы такая расписка являлась доказательством, подтверждающим, что одно лицо получило от другого лица определенную сумму за картину по договору, необходимо соблюсти следующие условия:
а) обязательно сделать ссылку на договор (с указанием реквизитов и предмета договора);
б) помимо подписи-«закорючки» под распиской получатель денег обязан собственноручно написать свою фамилию, имя и отчество полностью.
Последнее очень важно, т. к. многие короткие подписи содержат мало материала для экспертизы. И если продавец решится оспаривать подлинность такой подписи, его будет трудно уличить во лжи. А вот если в расписке есть нормальный образец свободного почерка продавца, последний вряд ли решится утверждать, что это не его подпись. И даже если решится, то этим только создаст себе дополнительные проблемы в будущем.
* Можно, к примеру, вспомнить фильмы
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/misc/20110128__poddelki.html
https://artinvestment.ru/en/invest/misc/20110128__poddelki.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.