Искусство эконом-класса. Ситуация на рынке
ARTinvestment.RU   21 октября 2014

37 % работ, купленных на российских аукционах за прошедший год, стоили дешевле, чем iPhone 6

Миф о баснословной дороговизне искусства без труда овладевает массовым сознанием. Ничего удивительного: нам увлекательно рассказывают то про Кабакова за шесть миллионов долларов, то про Бэкона за сто сорок два, то про кипрского Дега за шесть миллионов. А со временем вдруг выясняется, что многие представители среднего класса вообще не думают о том, чтобы купить картину — неважно с какой целью. Их можно понять. Люди, интересующиеся культурой, обходят стороной аукционы и галереи по той же причине, что и салоны люксовых автомобилей: зачем заходить, если и так все понятно. Между тем судить о ценах на искусство по рекордам Sotheby’s — это все равно, что судить о рынке московской недвижимости по перипетиям поместья Уилла Смита.

Спорить не стану: живописные шедевры художников первого ряда действительно доступны только богачам. Но на нашем рынке искусства есть свой экономичный сегмент. И он вполне представительный. Многие даже и не знают, что 37 % лотов, проданных за прошедший год1 на российских аукционах, стоили дешевле 1 000 долларов. То есть практически каждый владелец iPhone 6 мог бы позволить себе графику известных шестидесятников Свешникова, Чубарова, Соболева-Нолева, небольшую живопись Кати Медведевой, работы известных актуальных художников, да много чего. Было бы желание… А почему его нет — это уже другой разговор. За рубежом, кстати, тоже очень похожая ситуация. Там 51 % работ, проданных в 2013 году на аукционах, стоил дешевле 1 000 долларов2. Впрочем, тысяча долларов — это уже скорее «суперэконом». Чаще в зарубежных отчетах используется другая градация — до 5 000 долларов. Ее, вероятно, там и считают границей массового спроса. И действительно, на Западе 80 % работ, продаваемых на аукционах, входит в эту группу. И у нас в России почти столько же — 72,5 % приходится на работы, проданные по ценам до 5 000 долларов включительно.

Справедливости ради надо сказать, что 5 000 долларов — то есть под 200 000 рублей — это для наших широт уже многовато. По опыту нашего собственного аукциона ARTinvestment.RU я бы опустил планку массового спроса как минимум вдвое — до 100 000 рублей. 35 % проданных у нас за год лотов относились именно к этой категории. И даже тут, конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что люди, покупающие искусство за 100 000 рублей, как правило, имеют ежемесячный доход около 300 000–500 000 рублей (это информация из частных бесед с нашими покупателями).

На что же может рассчитывать покупатель с бюджетом до 100 000 рублей? По опыту нашего собственного аукциона за эти деньги можно уже придирчиво выбирать живопись Анатолия Слепышева, покупать неплохого Анатолия Зверева, отдельные работы Александра Лабаса, живопись Ильи Табенкина, лучшие работы Игоря Ворошилова, графику Татьяны Мавриной, акварели Максимилиана Волошина, оригинальную графику Оскара Рабина, сложные композиции Андрея Гросицкого, графику Эрнста Неизвестного и Владимира Немухина. В общем-то, с такими деньгами фантазии коллекционера открывается широкий простор.

Если говорить про «супер-эконом-класс» — до 40 000 рублей, то это зона хороших идей по графике, хотя иногда попадаются и варианты по живописи. С таким бюджетом можно покупать рисунки Бориса Свешникова, Евгения Чубарова, Виктора Казарина, Владимира Яковлева, Владимира Пятницкого, Юрия Соболева-Нолева, а также тиражную графику первых имен художников неофициального искусства (Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Михаила Шемякина, Виктора Пивоварова) и фарфор шестидесятников (Владимира Янкилевского, Владимира Немухина, Олега Целкова), живопись Кати Медведевой и Владимира Маслова, а если повезет, то и компактные работы известных современных художников.

В общем, как ни крути, а довольно узкий круг тех, кто покупает или подумывает о том, чтобы купить произведения искусства для себя, точно не получается объяснить одной лишь дороговизной. И точно так же нет иллюзий, что люди, способные безболезненно потратить 40 000–100 000 рублей, массово ринутся покупать искусство, если вдруг узнают, что оно им вполне по карману. Не ринутся. Как не ринулись, например, многие мои знакомые. Не чувствуют потребности.

Мы, оказывается, вообще склонны сильно преувеличивать потребность культурных людей видеть у себя дома или в офисе картины, эстампы и пр. Даже тех, кто искусство искренне любит и с удовольствием ходит на выставки. Сторонняя мировая статистика это подтверждает. Так, недавно коллеги из Skate’s опубликовали отчет Skate’s Art Fairs Report, из которого следует, что в мире из тех, кто посещает выставки, лишь 1,6 % ходят на ярмарки искусства3. И это только те, кто теоретических рассматривает возможность покупки искусства. А реальных покупателей еще меньше. С мультимиллионерами, к слову, примерно та же история. По оценкам 2013 World Wealth Report, в среднем миллионеры вкладывают в искусство лишь 1,67 % своего состояния. Коллекционеров предметов искусства среди богатых людей, на удивление, не так уж много.

Получается, что информированность о ценах — это важная, но лишь малая часть сложного и многолетнего просветительского процесса. Процесса формирования интеллектуального запроса и моды на искусство. А деньги не основное ограничение: каждый двадцатый лот на аукционе ARTinvestment.RU стоил дешевле 15 000 рублей.

1 Расчет проводился за период с октября 2013 по октябрь 2014 года. Источник: собственные данные ARTinvestment.RU.

2 По данным artprice.com. Источник: imgpublic.artprice.com.

3 По данным доклада, годовая посещаемость 80 крупнейших арт-ярмарок составляет около 1,2 млн человек, в то время как годовая аудитория 10 крупнейших музеев — 72 млн человек. Источник: skatepress.com.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20141021_iskusstvo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20141021_iskusstvo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх