Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983)
Этапы творческого пути
1918–1922: учеба в Академии художеств. От своих учителей О. Э. Браза и Д. Н. Кардовского — учеников И.Е. Репина — Сергей Иванов унаследовал лучшие традиции реалистической школы живописи (рис. 1). Графических работ этого периода почти не сохранилось, но живописные картины времени окончания Академии, которые совсем недавно стали известны специалистам, говорят о его безусловной одарённости, творческой пытливости, оригинальности в выборе сюжетов, склонности к аллегории, театральности. С очевидностью можно сказать, что его творчество питали идеалы Античности, эпохи Возрождения и впечатление западного искусства XVII — XIX веков.
Важным этапом в его творческой биографии стала большая дипломная работа «Ведьмы» (рис. 2), которая чудесным образом сохранилась и находится в собрании ГТГ. Картина представляет собой многофигурную аллегорическую композицию: мертвая обнаженная девушка и пять старух на фоне условного городского пейзажа. К этой работе художником было сделано несколько полноценных этюдов большого формата, которые сами по себе представляют отдельные произведения: «Мертвая девушка» в собрании ГТГ (рис. 3), «Разговор», «Старухи на скамье».
К произведениям этого же времени относятся портреты: «Дама в боа» (рис. 4), «Мужчина с тростью» (ГТГ), «Портрет жены»; аллегорические картины «Странник с посохом», «Юродивая», «Георгий со Змием», неоконченное полотно «Обнаженная».
Большая серия — триста рисунков из поездки в Поволжье с зарисовками трагедии голода начала 1920-х годов — завершает ранний период его творчества.
В 1928–1929 годах впервые экспонировал один из своих портретов («Женщина со скрипкой») в Салоне Тюильри.
1930–50-е годы — парижский период, время наибольшей творческой активности и признания его таланта. Исполнил и успешно экспонировал портреты многих известнейших личностей того времени. Среди моделей — танцовщик Серж Лифарь, балерина Иветт Шовире, художница Зинаида Серебрякова (рис. 5), композитор Артюр Онеггер (рис. 6), актриса Эдвиж Фёйер, великий князь Владимир Кириллович Романов, поэт и философ Вячеслав Иванов, писатель Поль Валери, модельер Жак Фат, Джефферсон Кэфри и другие. В это же время создал портреты высших иерархов католической церкви, включая папу Пия XI.
Один из самых значимых портретов этого времени — «Портрет А. Н. Бенуа», написанный в 1944 году и сегодня хранящийся в собрании Государственного Русского музея (рис. 7). Иванов работал над ним в оккупированном Париже, в затемненной и неотапливаемой мастерской А. Б. Серебрякова, племянника А. Н. Бенуа. Автор исключительно точен не только в деталях интерьера и внешнего облика пожилого художника (от холода Бенуа не снимал пальто даже за работой), но в передаче его внутреннего состояния: суровой сдержанности чувств одновременно с огромной внутренней силой.
Останавливали на себе внимание Иванова не только знаменитые модели, но и живые впечатления, жанровые персонажи: «Нищий со скрипкой», «Фокусник», «Швея», «Цветочница» (рис. 8–9); в этих картинах особенно заметно его мастерство в передаче жеста, движения и позы.
Рядом с произведениями, основанными на традициях старых мастеров, в творческом наследии Иванова парижского периода стоят работы, исполненные на пленэре, такие как серия из 40 рисунков, выполненных в 1947 в Ботаническом саду Рио-де-Жанейро.
В 1950–60-е продолжил писать портреты. Среди них «Портрет Элеоноры Рузвельт» (жены президента США), Великой княгини Елены Романовой с дочерью (1952–1953), ряд портретов жены, Симон Жантиль. На выставке в Стенфорде выставил 24 пейзажа. В Нью-Йорке создал серию женских портретов в интерьере.
Художника на протяжении всей жизни привлекала пластика обнажённого женского тела. Его кисти принадлежит множество образов, пленяющих физическим и телесным совершенством (рис. 10).
Вся творческая биография художника окрашена мистическими настроениями и интересом к аллегорическим сюжетам. Но в конце 1950-х и в 1960-е годы персонажами его живописных фантасмагорий часто становятся рыцари, ведьмы... Он будто возвращается к теме, некогда заявленной в выпускной работе в Академии, совершенно иным живописным языком трактуя фантастические сюжеты (рис. 11).
Особая область творчества художника — натюрморты, высокое мастерство почти иллюзорной передачи реальности. Они несут отпечаток впечатлений от произведений старых мастеров. Четкий контурный рисунок, ясно выраженная «скульптурность» объемов и приглушенная цветовая гамма в сочетании с аллегорическими названиями — все это создает впечатление «патины времени» и одновременно относит натюрморты Иванова к образцам модернизма (рис. 12). 1960-е в творчестве художника отмечены целым рядом натюрмортов-аллегорий с характерным черным фоном или серой драпировкой (рис. 13).
Среди рисунков этого времени выделяется созданный в 1960 году портрет Наталии Гончаровой (рис. 14) — трогательный образ пожилой художницы. Художник цветом несколько выделяет кисти рук на ее коленях, легкая подсветка акварелью дает ощущение a la prima, сиюминутности исполнения портрета. Словно завершает портрет надпись самой Гончаровой: «Это я очень похожая старушня… 76 лет».
В 1964–1965 годах под впечатлением музыки Баха было написано огромное, четырехметровое полотно «Угрозы», где также угадывается античный мотив. Нужно отметить, что прекрасное знание пластической анатомии и острая зрительная память позволяли художнику точно передавать человеческое тело в любых ракурсах. Полотно удостоилось высокой награды «Салона независимых» и считается кульминацией творчества художника.
Персонажи его картин подчас взяты из античной мифологии или библейских сказаний. Среди них — Андромеда у скалы, Геракл, раздвигающий скалы, Юдифь, Психея… На Осеннем салоне 1973 года Иванов выставил последнее большое полотно этого цикла — «Прометей».
В 1974 году было создано 35 живописных полотен на тему «Художник и модель».
Творческая манера Сержа Иванова очевидно эклектична. Классические реалистические традиции, безусловно лежащие в ее основе, позволяли ему любые эксперименты и органично сосуществовали с любыми отступлениями от канона — от утонченной передачи осязаемой реальности до метафизической игры воображения.
Долгие годы Серж Иванов мечтал устроить выставку в России, но мечте этой суждено было осуществиться лишь сегодня, через 40 лет после смерти мастера.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_tvorchestvo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20230303_SPIvanof_tvorchestvo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.