«Отвергнутые шедевры» в Третьяковской галерее
Выставка-маршрут в залах постоянной экспозиции предлагает по-новому взглянуть на хорошо знакомые шедевры — познакомиться с историями картин, которые в своевремя вызывали бурные дискуссии, неприятие, отторжение и даже травлю их авторов
Сегодня в основном здании Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открывается выставка «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова».
Для проекта отобрано 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта — показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. Сегодня без них невозможно представить постоянную экспозицию одного из главных музеев страны.
Сегодняшнему зрителю нелегко вообразить, какую крамолу современники находили в полотнах, которые стали гордостью коллекции. Чем могла раздражать «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища…» Васнецова, почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова и запретили экспонировать картину «Иван Грозный и сын его Иван…» Репина. Поиск ответов на поставленные вопросы — главная задача проекта.
На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.
Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки по сегодняшним меркам не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.
Из 20 полотен, включенных в состав проекта, три были написаны при жизни коллекционера, но не куплены им. Например, картины «Неизвестная» Крамского и «Принцесса Грёза» Врубеля представлены на выставке как произведения, отвергнутые в том числе и Третьяковым, — дабы раскрыть многосложность художественной жизни той поры.
Отобранные для этого проекта картины отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX–ХХ столетий: сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Они представляют не разрозненную группу изначально отвергнутых картин, но ядро коллекции Третьякова, выявляют важные интенции эпохи. Они выдержали испытание временем, завоевав безусловное признание специалистов и зрителей, и уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи — крупнейшего музея национального искусства.
Источник: tretyakovgallery.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20210916_GTG_Refused_artworks.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20210916_GTG_Refused_artworks.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.