«Оглядываясь» — ретроспектива Сергея Максютина в галерее AI «XXI век. Современное российское искусство»
Выставка открыта 4–18 августа 2020 в смешанном формате. Онлайн-вернисаж состоится 4 августа 2020. Начало в 20:00
В вернисаже участвуют: художник Сергей Максютин, директор галереи ARTinvestment.RU Марина Молчанова, приглашенный шеф-редактор ARTinvestment.RU Денис Белькевич.
Специальные гости: искусствовед Ольга Яблонская, поэт Вера Павлова, художник Эльяр Алимирзоев, журналист Александр Панов.
Вернисаж пройдет с использованием конференц-связи Zoom. Ссылка на подключение: https://us02web.zoom.us/j/7710496921.
Выставка члена Союза художников, московского живописца Сергея Максютина — ретроспективная экспозиция, призванная показать в сериях и отдельных живописных полотнах творческую эволюцию мастера.
Творчество Максютина не укладывается в рамки ни одного из направлений отечественного искусства последней четверти ХХ — начала ХХI века. Его нельзя назвать представителем концептуализма, экспрессионизма или неосимволизма, хотя на первый взгляд эти связи кажутся очевидными.
К 1990-м годам относятся ранние работы Сергея Максютина, представленные на выставке — «Поцелуй» (1990), «Оплакивание» (1990), «Сон» (1991), «Рыбак» (1992), «Трапеза 3» (1993). Все они словно бы окрашены состоянием тихого размышления над вечными вопросами бытия.
В 1993 году Максютин создает композицию «Три» — сложное иносказание, в котором есть своя философия. Три величественных старца напоминают нам о великой «Троице» Андрея Рублёва. Столь возвышенная тема в интерпретации современного художника свидетельствует о его желании прикоснуться к вечной тайне этого знаменитого творения, в котором все сосредоточено на безмолвном общении.
Этапным произведением, завершившим цикл концептуальных работ, стала многочастная композиция «Золотой треугольник» (1996). Треугольник сложился из выстроенных в пирамиду девятнадцати картин в массивных золоченых рамах — портретов, икон, игральных карт, пейзажей, натюрмортов. «Подобно иконостасу в храме, максютинский “Золотой треугольник” представляет собой изобразительный ансамбль с несколькими ключами для интерпретации» (А. Якимович).
В творчестве Сергея Максютина мы не найдем социальных конфликтов, пафосных сцен, личных драм. Художник вводит нас в сферу своих интересов — мы увидим пейзажные картины, рощи, леса, они как большие живописные панно, в которых варьируется один и тот же мотив и много света, цвета. Эти картины рассказывают о явлениях природы, ее состоянии, находя в нашей душе эмоциональный отклик. В полотнах Максютина нет детальных прорисовок, четких контуров, четкого рисунка. Это живописные сюиты, где все растворяется в мареве цвета. Глядя на его оливковую рощу со стволами древних реликтовых деревьев, мы погружаемся в живописную среду, напоенную светом, воздухом, оказываемся в каком-то сказочном месте, где природа живет по своим законам, где есть предания и заветы. Этот цикл работ — результат прогулок по знаменитым Черногорским оливковым рощам, впечатления от которых отразились в полотнах, показанных на совместной с Ириной Корсаковой выставке «Сто видов на оливы. Роща и камень» в 2014 году (Москва, Музей архитектуры им. Щусева).
В последнее время художника всё чаще привлекает красота и мощь природы, силы неподвластные человеку. Это наглядно демонстрируют такие его циклы, как «Воды», «Облака», сюжеты которых в трактовке художника превращаются в нечто нематериальное, непостоянное, меняющееся, исчезающее и вновь возникающее. Композиции действуют завораживающе, обладают магической силой.
Художник пишет «Поймать смысл воды, ее суть — это очень интересная задача для меня. Изменчивость, вибрация, бесконечность ритмических и иррациональных явлений — какой простор и свобода…
Вода — это другое прочтение пространства, другое измерение времени... другое состояние. Имеет единовременно много измерений и пространств.
Поверхность реагирует на свет и цвет неба, окружающий лес, облака. Отражается целый мир, но в другом вибрирующем пространстве.
Другой слой — дно. Это песок, водоросли, рыбы, камни, затонувшие ветки… Другой мир, другая жизнь.
Течение воды, как течение времени... меняется и остаётся постоянным.
Но вряд ли это решаемая задача... и это ещё интересней».
Один из последних циклов художника — «Теория хаоса». В нем он идет еще дальше, обращаясь к теме космогонии, используя штормовую волну как символ беспредельной пучины, беспорядка. Вот что говорит автор: «Штормовая волна — это не изображение моря. Я хочу понять сам, что такое хаос. В книге бытия сказано, что первое, что появилось, — это хаос, где находится множество идей, мыслей, которые еще не проявлены. Часть из них проявлена, часть нет. Штормовая волна показывает силу, которая ни добро, ни зло.
Говоря словами Ницше, «нужно носить в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду».
Выставка открыта с 4 по 18 августа 2020.
Выставка проходит в смешанном формате: полная экспозиция представлена в виртуальном зале, и отдельно цикл «Теория хаоса» экспонируется в зале галереи ARTinvestment.RU, по адресу: Москва, Гороховский переулок, 7.
Галерея открыта: пн — пт, с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 19:00. Вход бесплатный.
В выходные посещение возможно по предварительной договоренности по телефону: 8-916-772-38-67.
Бесплатная экскурсия по предварительной договоренности по телефону: +7 (495) 632-16-81.
Санитарные ограничения: не более 5 человек в экскурсионной группе. Посещение возможно в масках и перчатках.
Телефон: +7 (495) 632-16-81, e-mail: 21vek@artinvestment.ru.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20200731_Maksyutin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20200731_Maksyutin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.