«Русский стиль — l'art de vivre» в Гостином дворе
ARTinvestment.RU   03 марта 2020

Галереи «Веллум» и «Русская усадьба» приглашают на выставку «Русский стиль — искусство жить». В экспозиции — артефакты, созданные в конце XVI — начале XVII века и живопись конца XIX — начала ХХ века

«Русский стиль — l'art de vivre»
До 15 апреля 2020
Галерея «Веллум»
Москва, ул. Ильинка, 4, арт-квартал «Гостиный Двор»,
вход с Хрустального переулка, секция 88-89

Галерея «Веллум» и антикварная галерея «Русская усадьба» приглашают вас на выставку «Русский стиль — l'art de vivre». В этом проекте русская история и русский стиль раскрываются в диалоге двух эпох: замечательные артефакты, созданные в конце XVI — начале XVII века, представляют период начинающегося в то время в России подъема искусств и ремесел, расширения торговли с Европой (галерея «Русская усадьба»), а прекрасная коллекция живописи (галерея «Веллум») дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в художественном поиске авторов конца XIX — начала ХХ века. Произведения искусства, созданные в исторические периоды, отделенные друг от друга столетиями, демонстрируют, как идеи, близкие обществу, и художественный вкус определяли стиль жизни наших соотечественников.

Обращение русских художников к истории страны, проявлявшееся с конца XVIII века в ярких, но единичных произведениях (как, например, «Владимир и Рогнеда» Антона Лосенко, 1770), стало популярным на волне патриотического подъема после Отечественной войны 1812 года (от портретов в русских национальных костюмах до памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса, 1818) и набрало силу ближе к середине XIX века, когда интерес к отечественной истории возрос, в том числе и в связи с распространением идей славянофильства.

Тогда же знаменательным событием для русской культуры стало открытие реставратором Николаем Подключниковым под поздними поновлениями уникальной первоначальной живописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако в полном смысле о расцвете искусства, интерпретирующего исторические сцены, в красочных образах погружающего зрителя в прошлое Руси, можно говорить в последние десятилетия XIX века. Это время, когда старообрядцы-промышленники собирают древлеправославные иконы и финансируют их систематическое изучение, заложив основу пробуждения интереса к русской иконописи на рубеже XIX–XX веков.В Талашкине, принадлежащем княгине Марии Тенишевой, и в усадьбе художника Василия Поленова появляются мастерские, где по народным образцам изготавливается мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. И даже образ и привычки императора Александра III близки завоевывавшему популярность «русскому стилю».

Исторические темы постоянно появляются в работах Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Николая Неврева, Ивана Куликова — по сути, сформировалось целое живописное направление «в поисках Руси», которое не исчезнет и в ХХ веке после Октябрьской революции. Его замечательными представителями станут Александр Бубнов, с иллюстрациями к «Песни о Вещем Олеге» и эпохальным полотном «Утро на Куликовом поле», Павел Корин с «Русью уходящей» и «Александром Невским»».

Центральным звеном экспозиции, представленной галереей «Веллум», станут работы Александра Бубнова «Вещий Олег» и «Борис Годунов», а также уникальный первый вариант «Александра Невского» Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами (1878), «Деревенские девки» Ивана Куликова и произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина и Алексея Щусева.

Раздел экспозиции выставки, сформированный галереей «Русская усадьба», воссоздает многоплановость художественных стилей сложного XVII века: от плоскорельефной архаичной резьбы до русско-голландских вернакуляров петровского времени, и представляет коллекцию русской мебели, демонстрирующую своеобразие и самобытность этого культурного явления. Образцы русского прикладного искусства XVI — первой половины XVII века почти не сохранились, но тем интереснее и ценнее произведения, дошедшие до наших дней (большинство предметов экспозиции происходит с Русского Севера).

На рубеже XVI и XVII веков новые архитектурные веяния воплощаются в создании не только храмовых, но и гражданских комплексов, таких как кремлевские Теремной Дворец и Приказные палаты, Сафарино (совр. Софрино), Воробьево, Измайлово и Преображенское. Дворец в Коломенском явился предельным воплощением традиционного деревянного зодчества в синтезе с новыми стилями — как резиденция европейского монарха. Наступивший расцвет столярного и токарного дела, блестящее развитие Оружейной палаты и Строгановских мастерских стало торжественным финальным аккордом в русском искусстве Средневековья и ярким художественным поворотом в истории Нового времени. Сложность стиля этого периода и редкость памятников этой эпохи создают большие сложности как в глубоком понимании, так и в кропотливом подборе предметов в коллекции.

В экспозиции выставки «Русский стиль — l'art de vivre» показаны предметы исключительно из российских частных собраний, домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. При отборе экспонатов особое значение придавалось исторической подлинности, предметам наиболее приближенным к вероятному бытованию XVII века. Так, на выставке можно увидеть старинные европейские карты и документы: редчайшие автографы «русского царя» Владислава IV Вазы, жалованную грамоту царя Михаила Фёдоровича. Среди сундуков разнообразных форм и декоров выделяется один: уникальный сундук с дюжиной секретов и потайных ящичков, которые имеют удивительно полную сохранность. Яркую самобытность старинной мебели демонстрируют монастырский стул из целого ствола липы и огромное бюро-кабинет (в русской традиции «скрыня») или раскладной стол-кресло.

Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен в 1930-е годы супругами-художниками Т. Александровой и И. Поповым у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича (другим претендентом на эту покупку был писатель Алексей Толстой). По словам Глиндзича, этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову. Кованые светцы и подсвечники, пестрые эмали и вышивки, серебряные изделия и украшения, иконы и характерные только для XVII века киоты — все это собрано и сохранено благодаря живому интересу к российской истории и любви к русскому искусству.

Галерея «Веллум»

+7 (985) 776–33–31,

vellum.ru.

Источник: пресс-релиз галереи «Веллум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20200303_vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20200303_vellum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх