Арлекины Серебряного века. К. А. Сомов, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин
ARTinvestment.RU   20 ноября 2018

Новая графическая выставка Третьяковской галереи представляет более 200 экспонатов — акварель, пастель, рисунок, живопись, фарфор, книжную и журнальную графику

Выставка приурочена к приближающемуся 150-летию живописца и графика, принадлежащего к плеяде самых ярких фигур эпохи Серебряного века, — Константина Сомова (1869–1939). Своеобразие настоящей экспозиции заключается в том, что она строится как три камерные персональные выставки знаменитых художников — К. А. Сомова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, объединенные темой Арлекина. Именно в их судьбе и творчестве «арлекинствующий» Серебряный век нашел наиболее последовательное и совершенное воплощение и творчеством этих мастеров практически исчерпался.

Для той эпохи фигура Арлекина — метафора, воплотившая дух времени, пьянящую и горькую иронию культуры fin de siècle (фр. «конец века»). Художники и поэты не только создавали новые образы персонажей комедии дель арте (Commedia dell'arte), но и отождествляли себя с ними. Образ и облик Арлекина у каждого из представленных на выставке художников свой. Для каждого из них маска Арлекина значима как особый атрибут, формирующий его творчество, как некий маркер личной и творческой позиции. Они часто изображали себя и друг друга в образе Арлекина.

Для Николая Сапунова (1880–1912), которого современники называли «неугомонным бездомным, бродячим художником-арлекином», важна проницаемость границ реального и вымышленного мира — арлекинада выплескивается в настоящее городское пространство, следуя декларации блоковского Арлекина: «…широко вздохнуть и выйти в мир!». Персонажи Commedia dell'arte приобретают у художника национальные черты — Коломбины с лицами матрешек, «русифицированные Арлекины».

Сергей Судейкин (1882–1946) в своих произведениях всегда отводил себе роль Арлекина. Сама его жизнь подобна Commedia dell'arte — увлекательная импровизация, которая изобилует невероятными поворотами судьбы.

Тема арлекинады в творчестве Константина Сомова вбирает в себя многослойную историческую память, он обращается, скорее, к французской, более аристократичной, редакции Сommedia dell’arte. Карнавальные галантные сцены у Сомова — способ воспарить над действительностью, уйти от современности. Предлагая поверить в вымысел, он исследует природу изобразительной иллюзии, границу возможностей художника.

В экспозиции наиболее объемно представлены портретный и пейзажный жанры. Образ человека и пространства у Сомова всегда окрашен «эхом прошедшего времени». Происходящий из семьи хранителя Эрмитажного собрания, он воспринял из первых рук историю искусства, тонко чувствовал эпохи, разбирался в техниках и приемах рисования. Может быть, именно поэтому столь изощренны в его портретах механизмы включения «машины времени». На выставке представлены разнообразные варианты «игры со временем». На одном полюсе экспозиции — «чистые ретроспекции»: «Дама в розовом платье» (1903) и «Спящая женщина в синем платье» (1903). На противоположном — знаменитая серия портретов современников: поэтов, художников, деятелей культуры (1906–1915). Сомов подбирает старые бумаги, а в качестве образца специфической, бесстрастной манеры исполнения обращается к французскому портрету в технике «трех карандашей» эпохи Возрождения. Центром портретного зала является знаменитое произведение «Дама в голубом платье» (1897–1900) — портрет художницы Е. М. Мартыновой. Прошлое и настоящее в нем смешано в столь гармоничной пропорции и строго в соответствии с эстетическими требованиями «Мира искусства», что это делает полотно одним из символов эпохи.

Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием графики Сомова, которое позволяет оценить все своеобразие его пейзажной концепции, его исполнительское мастерство. Художник одинаково виртуозно работает в карандаше, акварели, но особенно интересны используемые им смешанные техники: он расцвечивает пастелью и восковыми мелками, карандашными или перовыми штрихами плотные гуашевые купы деревьев, что приводит к эффекту многослойности крон. Сомов любит странные ракурсы, эффект фрагментарных композиций, монтаж нескольких точек зрения, различные эффекты освещения.

Своеобразное соперничество между представленными на выставке художниками происходит и в такой важной для эпохи Серебряного века области изобразительного искусства, как печатная графика. У Сомова все строго «по ранжиру» — в композиции его виньеток, концовок, заставок всегда заложено их предполагаемое местоположение на странице. По эскизам обложек и титулов Сомова, как правило, можно предугадать содержание издания, даже при отсутствии текстовой составляющей. Сапунова, используя современную терминологию, можно было бы назвать дизайнером книги. Его «книжные украшения» не имеют рамок, они принципиально разомкнуты, естественно раскрываются в пространство страницы, выходят на поля, вторгаются в текст. Судейкин, при его невероятной востребованности в книжной и журнальной графике, скорее, не иллюстратор. Созданные им элементы оформления книги велеречивы, многословны и, как правило, не соответствуют содержанию. Это именно украшения, которые удивительно точно передают дух эпохи, направление журнала, его художественную концепцию.

На выставке коллекция графических работ Николая Сапунова состоит из двух разделов, отражающих два направления его творчества — театральное и реальное. И если в начале деятельности Сапунова эти стихии составляли целостный, единый мир художника, то к началу 1910‑х между ними обозначается пропасть. Чем наряднее, веселее и откровенно условнее становится театральный мир Сапунова — «Принцесса Турандот» (1912), «Мещанин-дворянин» (1911), тем трагичнее окрашена темная и могучая стихия — «комедия быта»: экспрессивные рисунки притонов, трактиров, «веселых домов» с гротескными, «почти гофмановскими» персонажами.

Экспозиция позволяет проследить эволюцию творческой манеры Судейкина, почувствовать, как «театр всецело овладел его художественным миросозерцанием». Под воздействием театра меняется пластический язык Судейкина: в место зыбких туманных полутонов цвета, паутины пунктирных линий, миниатюрного масштаба штрихов («фантомы ранних феерических сновидений» (В. П. Соловьёв) — лапидарные форсированные контуры, яркие монументальные цветовые пятна, вызывающие в памяти размашисто намалеванные декорации, рассчитанные на взгляд издалека, из зрительного зала. Подобная утрированность, гротескная преувеличенность форм, плакатность языка станут фирменным стилем Судейкина.

Проведение графической выставки произведений важнейших художников Серебряного века стало возможным благодаря дарам музею. Третьяковская галерея стала хранителем крупного и лучшего по качеству собрания работ С. Ю. Судейкина, представляющего всю панораму творчества мастера — от ранних произведений периода «Голубой розы» до времени эмиграции. Коллекция графических листов художников Серебряного века, представителей «Мира искусства» и символистов в фондах Третьяковской галереи исключительна по качеству исполнения и художественной ценности благодаря тому, что первый отбор этих произведений проводился московскими коллекционерами — друзьями художников, из чьих собраний работы и поступили в музей. Подавляющее число произведений К. А. Сомова, Н. Н. Сапунова и С. Ю. Судейкина из фондов музея удалось представить на выставке «Арлекины Серебряного века».

Куратор выставки Ирина Шуманова, заведующий отделом графики XVIII — начала XX века.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20181120_arlekiny.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20181120_arlekiny.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх