«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Фоторепортаж
ARTinvestment.RU 07 ноября 2018
В ГМИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка «“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», посвященная одному из самых значимых в искусстве авангарда художественных салонов Парижа — салону баронессы Елены Эттинген
Когда родилась Елена Франциевна Эттинген (урожд. Миончинская), доподлинно неизвестно, поскольку эксцентричная дама предпочитала создавать собственные мифы и с легкостью меняла факты своей биографии. В литературе, во всяком случае, встречаются даты от 1875 до 1887 года. Считается, что она появилась на свет в семье польского дворянина в имении Степановка на территории нынешней Украины, а росла в имении Красный Став на территории современной Польши. Брак Елены Миончинской с бароном Отто фон Эттингеном продлился недолго: через год супруги расстались, а фамилия осталась на всю жизнь. В 1899 году Елена Франциевна и ее кузен Сергей Николаевич Ястребцов, жадно увлечённые творчеством, уехали навсегда в Европу. Сергей стал обучаться живописи в Академии Жюлиана в Париже, а молодая баронесса отправилась в многолетнее турне по Италии. В 1903-м Элен приезжает в Париж, и вместе с братом снимает квартиру на улице Бреа, на Монпарнасе. Вскоре желанными гостями салона баронессы стали художники легендарного «Улья». Тогда же Элен и Ястребцов крепко подружились с поэтом Гийомом Аполлинером.
Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина воссоздает творческую атмосферу знаменитого парижского салона первой половины XX века. Экспозицию, составленную из примерно пяти десятков картин, рисунков, предметов декоративно-прикладного искусства и архивных документов, можно условно поделить на несколько основных частей: 1) Салон баронессы в 1910-е годы; 2) Возлюбленный. Леопольд Сюрваж; 3) Серж Фера и кубисты; 4) Гийом Аполлинер и салон баронессы; 5) Творчество Франсуа Анжибу в 1920-х и 6) Творчество Сержа Фера в 1920–30-х.
В 1910-х в салоне Элен Эттинген была представлена большая коллекция африканской скульптуры и произведений художника-примитивиста Анри Руссо (Таможенника). Коллекцию приходили посмотреть многие художники, творчеству которых представленные работы были созвучны. К этому времени баронесса и ее кузен уже переехали на бульвар Бертье, где совместными усилиями открыли литературно-художественный салон. Баронесса придумала себе псевдоним Рок Грей, под которым стала публиковаться.
С Леопольдом Сюрважем Элен Эттинген познакомилась в 1915 году. Их романтическая связь, безусловно, не могла не отразиться на творчестве обоих. «От Леопольда Элен восприняла многослойные, словно раскладные, подобно театральным декорациям, композиции; в свою очередь, работы Сюрважа превратились в монументальные, с торжественным оттенком, панно» (Из экспликации к выставке «Парижские вечера баронессы Эттинген»). Целую серию портретов, включая портреты друзей Элен, а также ее самой и Сюрважа, в это время сделал Амедео Модильяни. Однако если портрет Сюрважа кисти Модильяни можно увидеть в настоящей экспозиции, то портрет Элен, увы, утрачен (на выставке показана только фотография картины).
В зале, посвященном кубизму, представлены работы, относящиеся к двум основным ответвлениям модернистского течения, первую группу которого представляют работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака, а другую — картины представителей «Золотого сечения»: Жана Метсенже и Фернана Леже. В творчестве Сержа Фера (к этому времени кузен баронессы Сергей Ястребцов взял новый псевдоним — Серж Фера) можно найти характерные признаки обеих групп кубистов: «В своих работах он объединил силу и лаконичность первых с декоративностью и многоцветностью вторых».
В 1913 году Элен Эттинген и Серж Фера выкупили права на журнал «Парижские вечера». С этого момента главным редактором стал Гийом Аполлинер, а новые владельцы журнала под псевдонимами Рок Грей, Леонар Пьё (оба — Элен) и Жан Серюсс (Сергей Ястребцов) регулярно публиковали свои статьи и очерки. В начале 1914 года Гийом Аполлинер опубликовал в журнале картину Андре Дерена «Суббота», и вскоре ее купил московский коллекционер Сергей Щукин.
В зале, посвященном Гийому Аполлинеру, выставлены картины художников, чье творчество так или иначе пересекалось с творчеством поэта и редактора «Парижских вечеров».
После революции Элен Эттинген потеряла всё, что оставалось у нее в России. Лишившись возможности покровительствовать людям искусства, всю свою энергию она направила на собственное творчество, экспериментируя в разных областях, от живописи до декоративно-прикладного искусства и моды, в которой приобрела известность под очередным псевдонимом — Франсуа Анжибу.
«Франсуа Анжибу — то воплощение духа, что последовательно обращает поэта и критика, художника или рисовальщика к области моды, с тем же талантом, изобретательностью и фантазией. Проекты тканей и вышивок созданы с тем же непосредственным вдохновением, как русские, польские или скандинавские игрушки…» (Флоран Фельс). В большом зале галереи представлена живопись, вышивка, костюмы и декоративные вазы, выполненные Элен Эттинген в 1920-е годы.
Завершают временную экспозицию работы Сержа Фера 1920–30-х годов. «Что же делает среди нас этот русский? — писал Жан Кокто. — Каким очарованием он наделён? Ведь дороги, коровы, деревья отвечают ему. Возможно, они останавливают его, чтобы поведать свои тайны. Я утверждаю одно: Серж Фера разговаривает с нашими полями, и они явно рассказывают ему секреты».
Выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген» открыта в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и продлится до 13 января 2019 года.
Работы Элен Эттинген периодически появляются на аукционных торгах. Рекордная цена за ее картину составляет $191 880: именно столько было заплачено за пейзаж «Корд-сюр-Сьель» в 2010 году. Второе место занимает пейзаж за $116 323, проданный в 2008-м. Третье место поделили «Композиция с двумя лебедями» и пейзаж, они ушли за $94 444 каждая в том же 2008 году.
Рекордная аукционная цена за работу Сержа Фера составляет $561 665, именно за эту сумму был продан его коллаж «LACERBA» в 2007 году. Второе место занимает «Арлекин с гитарой», купленный за $170 254 в том же 2007-м. Тройку лидеров замыкает «Парад», проданный относительно недавно, в 2015 году, за $162 500.
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20181107_Elene_Ettinguen_GMII.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20181107_Elene_Ettinguen_GMII.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн