«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Фоторепортаж
ARTinvestment.RU   07 ноября 2018

В ГМИИ им. А. С. Пушкина проходит выставка «“Парижские вечера” баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», посвященная одному из самых значимых в искусстве авангарда художественных салонов Парижа — салону баронессы Елены Эттинген

Когда родилась Елена Франциевна Эттинген (урожд. Миончинская), доподлинно неизвестно, поскольку эксцентричная дама предпочитала создавать собственные мифы и с легкостью меняла факты своей биографии. В литературе, во всяком случае, встречаются даты от 1875 до 1887 года. Считается, что она появилась на свет в семье польского дворянина в имении Степановка на территории нынешней Украины, а росла в имении Красный Став на территории современной Польши. Брак Елены Миончинской с бароном Отто фон Эттингеном продлился недолго: через год супруги расстались, а фамилия осталась на всю жизнь. В 1899 году Елена Франциевна и ее кузен Сергей Николаевич Ястребцов, жадно увлечённые творчеством, уехали навсегда в Европу. Сергей стал обучаться живописи в Академии Жюлиана в Париже, а молодая баронесса отправилась в многолетнее турне по Италии. В 1903-м Элен приезжает в Париж, и вместе с братом снимает квартиру на улице Бреа, на Монпарнасе. Вскоре желанными гостями салона баронессы стали художники легендарного «Улья». Тогда же Элен и Ястребцов крепко подружились с поэтом Гийомом Аполлинером.

Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина воссоздает творческую атмосферу знаменитого парижского салона первой половины XX века. Экспозицию, составленную из примерно пяти десятков картин, рисунков, предметов декоративно-прикладного искусства и архивных документов, можно условно поделить на несколько основных частей: 1) Салон баронессы в 1910-е годы; 2) Возлюбленный. Леопольд Сюрваж; 3) Серж Фера и кубисты; 4) Гийом Аполлинер и салон баронессы; 5) Творчество Франсуа Анжибу в 1920-х и 6) Творчество Сержа Фера в 1920–30-х.

В 1910-х в салоне Элен Эттинген была представлена большая коллекция африканской скульптуры и произведений художника-примитивиста Анри Руссо (Таможенника). Коллекцию приходили посмотреть многие художники, творчеству которых представленные работы были созвучны. К этому времени баронесса и ее кузен уже переехали на бульвар Бертье, где совместными усилиями открыли литературно-художественный салон. Баронесса придумала себе псевдоним Рок Грей, под которым стала публиковаться.

С Леопольдом Сюрважем Элен Эттинген познакомилась в 1915 году. Их романтическая связь, безусловно, не могла не отразиться на творчестве обоих. «От Леопольда Элен восприняла многослойные, словно раскладные, подобно театральным декорациям, композиции; в свою очередь, работы Сюрважа превратились в монументальные, с торжественным оттенком, панно» (Из экспликации к выставке «Парижские вечера баронессы Эттинген»). Целую серию портретов, включая портреты друзей Элен, а также ее самой и Сюрважа, в это время сделал Амедео Модильяни. Однако если портрет Сюрважа кисти Модильяни можно увидеть в настоящей экспозиции, то портрет Элен, увы, утрачен (на выставке показана только фотография картины).

В зале, посвященном кубизму, представлены работы, относящиеся к двум основным ответвлениям модернистского течения, первую группу которого представляют работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака, а другую — картины представителей «Золотого сечения»: Жана Метсенже и Фернана Леже. В творчестве Сержа Фера (к этому времени кузен баронессы Сергей Ястребцов взял новый псевдоним — Серж Фера) можно найти характерные признаки обеих групп кубистов: «В своих работах он объединил силу и лаконичность первых с декоративностью и многоцветностью вторых».

В 1913 году Элен Эттинген и Серж Фера выкупили права на журнал «Парижские вечера». С этого момента главным редактором стал Гийом Аполлинер, а новые владельцы журнала под псевдонимами Рок Грей, Леонар Пьё (оба — Элен) и Жан Серюсс (Сергей Ястребцов) регулярно публиковали свои статьи и очерки. В начале 1914 года Гийом Аполлинер опубликовал в журнале картину Андре Дерена «Суббота», и вскоре ее купил московский коллекционер Сергей Щукин.

В зале, посвященном Гийому Аполлинеру, выставлены картины художников, чье творчество так или иначе пересекалось с творчеством поэта и редактора «Парижских вечеров».

После революции Элен Эттинген потеряла всё, что оставалось у нее в России. Лишившись возможности покровительствовать людям искусства, всю свою энергию она направила на собственное творчество, экспериментируя в разных областях, от живописи до декоративно-прикладного искусства и моды, в которой приобрела известность под очередным псевдонимом — Франсуа Анжибу.

«Франсуа Анжибу — то воплощение духа, что последовательно обращает поэта и критика, художника или рисовальщика к области моды, с тем же талантом, изобретательностью и фантазией. Проекты тканей и вышивок созданы с тем же непосредственным вдохновением, как русские, польские или скандинавские игрушки…» (Флоран Фельс). В большом зале галереи представлена живопись, вышивка, костюмы и декоративные вазы, выполненные Элен Эттинген в 1920-е годы.

Завершают временную экспозицию работы Сержа Фера 1920–30-х годов. «Что же делает среди нас этот русский? — писал Жан Кокто. — Каким очарованием он наделён? Ведь дороги, коровы, деревья отвечают ему. Возможно, они останавливают его, чтобы поведать свои тайны. Я утверждаю одно: Серж Фера разговаривает с нашими полями, и они явно рассказывают ему секреты».

Выставка «Парижские вечера баронессы Эттинген» открыта в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и продлится до 13 января 2019 года.

Работы Элен Эттинген периодически появляются на аукционных торгах. Рекордная цена за ее картину составляет $191 880: именно столько было заплачено за пейзаж «Корд-сюр-Сьель» в 2010 году. Второе место занимает пейзаж за $116 323, проданный в 2008-м. Третье место поделили «Композиция с двумя лебедями» и пейзаж, они ушли за $94 444 каждая в том же 2008 году.

Рекордная аукционная цена за работу Сержа Фера составляет $561 665, именно за эту сумму был продан его коллаж «LACERBA» в 2007 году. Второе место занимает «Арлекин с гитарой», купленный за $170 254 в том же 2007-м. Тройку лидеров замыкает «Парад», проданный относительно недавно, в 2015 году, за $162 500.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх