ПОДЛЯСКИЙ Юрий Станиславович (1923–1987) Ранняя весна. 1986
Текущая ставка
5 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
КОЛЯДА Сергей Авксентьевич (1907– 1996) Театр на Таганке. 1977
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Автопортрет. 1960–70-е
Текущая ставка
16 000 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00

Фоторепортаж: Сергей Зарянко в Третьяковке
ARTinvestment.RU   23 октября 2018

В ГТГ открылась камерная выставка, приуроченная к 200-летию Сергея Зарянко — художника, которого при жизни резко критиковали приверженцы эстетики критического реализма

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи представлены только две работы мастера середины XIX столетия («Портрет княгини М. В. Воронцовой» и «Вид Белого зала Зимнего дворца»), и отдельная выставка позволяет расширить представления о его творчестве. Она маленькая: выставлено девять работ Сергея Константиновича Зарянко из собрания галереи, а также портрет художника, выполненный его учеником А. М. Колесовым.

Сергей Константинович родился в 1818 году в семье крепостного крестьянина. Его отец получил вольную, и семья переехала из Могилёвской губернии в Санкт-Петербург. В столице он брал уроки у В. М. Аврорина (портрет жены учителя Марфы Ивановны Аврориной представлен в экспозиции). В 1834–1838 годах Сергей Константинович стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Одновременно он занимался в мастерской А. Г. Венецианова.

В начале своего творческого пути художник преимущественно трудился над изображениями интерьеров. Со второй половины 1840-х Сергей Константинович обратился к портретной живописи. Постепенно художник завоевывал популярность, им заинтересовались высокопоставленные заказчики, в том числе члены императорской семьи и, например, княгиня Мария Воронцова, чей портрет по праву считается жемчужиной коллекции Третьяковской галереи.

В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. Его творчество резко критиковали за натуралистичность и ремесленный подход к натуре. Художники нового поколения не считали живопись Зарянко интересной, а творчество его — созвучным передовым идеям эпохи.

Одновременно с этим распространялся новый вид искусства, фотография. C 1840-х годов в России стали пользоваться популярностью фотоателье. Поэтому увиденная в работах Зарянко «излишняя натуралистичность», по мнению критиков, отдаляла его портреты от живописного творчества и приближала их к фотопортретам. К концу жизни мастер в значительной степени потерял расположение публики. В 1870 году художник скончался.

Однако, несмотря на то, что коллеги резко критиковали произведения Сергея Зарянко, его работы покупал П. М. Третьяков. И первым приобретением коллекционера стал портрет дочери художника Натальи Сергеевны в юном возрасте («Девочка в голубом платье», 1870). Живописец А. Г. Горавский порекомендовал портрет Павлу Михайловичу: «Очень хороша живописью, натурально исполнена, вся головка в тени, выделяющаяся на светлом голубом небе, и в голубом платьице… Легко и окончательно исполнено и не зализано. Многих она интересует и, по моему мнению, достойна галерейного назначения». «Не зализано» — резкое и очень точное определение по тем временам, важный критерий, по которому оценивали современную живопись.

В портрете маленькой дочери чудно «вылепленная» детская головка, поставленная против света, словно окутана мягким, светлым небесным фоном, что только усиливает правдоподобность изображения. Искусственным приемом художник приближал изображение к действительности, и никакая критика не смогла помешать ему следовать этому, главному для себя творческому принципу.

На выставке в музее представлены все типы жанра портрета, в котором работал художник: парадный («Портрет княгини М. В. Воронцовой», 1851), групповой («Портрет семьи Турчаниновых», 1848), камерный («Портрет Ф. И. Прянишникова», после 1844), военный портрет в мундире («Портрет А. Д. Пономарёва», 1855) и даже портрет, выполненный по дагерротипу («Портрет графини О. Э. Шуваловой», 1870).

Несмотря на технические завоевания фотографии тех лет, искусство светописи все же уступало живописи во многом. Виртуоз живописи способен был передать теплоту и свежесть красок, непосредственность и живость непринужденных поз и даже уловить мгновение, как это мы можем наблюдать в семейном портрете Турчаниновых.

Сергей Константинович Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи и как художник, и как теоретик искусства, и как педагог. В 1856 году он был назначен инспектором и старшим профессором в Московском училище живописи и ваяния, где среди его учеников были В. Г. Перов, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.

Экспозиция «Сергей Зарянко. К 200-летию со дня рождения» открыта в основном здании ГТГ в зале № 11 и продлится до 20 января будущего года. Куратор выставки Е. Клементьева.

Работы С. К. Зарянко редко появляются на аукционных торгах. Рекордная цена за его картину составляет $56 155: именно столько было заплачено за «Портрет царя Александра III» 9 декабря 2013 года. Причём нижняя граница эстимейта была превышена в 5 раз. Второе место в тройке самых дорогих полотен Зарянко сейчас занимает «Портрет царевича Николая Александровича», проданный 30 ноября 2004 года за $46 675. И третье место — «Женский портрет», за который отдали $19 200 тоже в 2004 году.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх