Выставка «Демоны в машине»: мировое технологическое искусство в ММСИ
ARTinvestment.RU   05 октября 2018

О чем размышляют роботы? Их нынешние хлопоты — техноциноз, развитие искусственного интеллекта, «творчество» нейросетей, обучение одних машин другими. Новый эволюционный этап, в который входит человечество, первыми исследуют ученые и художники

«Демоны» в названии выставки — это шарада. Когда-то таким словом называли сверхъестественные силы, архаичных духов, помощников в добрых и темных делах, да еще и виновников природных явлений. Позже демоны стали синонимами бесов. А уже в конце XX века древнегреческое слово daemon взяли на вооружение системные архитекторы и программисты. «Демонами» они стали называть «невидимые» системные службы и фоновые процессы, обеспечивающие «жизнедеятельность» операционных систем и программ.

Впрочем на этой выставке разделять по классам демонов не надо. Здесь они собрались в полном составе: демоны компьютерные и потусторонние, да еще и бесов творчества к себе пригласили. Работы всем хватило с лихвой.

Daemons in the Machine — международная выставка science-art, организованная фондом Laboratoria Art&Science Foundation и приуроченная к его 10-летию. Проект получился крутой, но сложный. Особенно для неподготовленного зрителя. Это не Куинджи и не Ларионов. Ставка делается не на визуальную гармонию-дисгармонию, а больше на интеллектуальную составляющую. Да, там есть несколько работ, у которых можно не читать тексты на экспликациях, а дойти до замысла своим умом. Например, сообразить, что на экране британского художника Мемо Актен выводится твое собственное отражение, «переваренное» обучаемой нейросетью. Или догадаться, что роботы, двигающиеся по «холсту» австралийца Джона Маккормака рисуют абстракцию, общаясь между собой. Или что биоморфный «паук» Дмитрия Каварги начинает эмоционально шевелить исполинскими усами и пускать разноцветные «слюни» не просто так, а в ответ на разные интеллектуальные раздражители. Другое дело, что, понадеявшись только на собственное восприятие, вы что-то точно упустите. Если не прочитать описание, то невозможно догадаться, что в момент активности наш паук не просто «психует», а переваривает «свежепрочитанный» абзац из теоретических трудов Малевича или фантастики Айзека Азимова. И что все эти «эмоции» — это продукт реального анализа текста, бумагу с которым который должен «скормить» ему зритель.

И так много где. Например, самому не догадаться, что живые цыплята в масштабном проекте группы «Куда бегут собаки» — это не желание растопить сердце зрителю, а биологический инициатор вычислительных процессов. Их голоса преобразуются в сигналы, которые используются как исходные данные для цепи расчетов. Или что тамагочи на ферме Дмитрия Морозова (:: vtol :: ) чувствуют себя хорошо, лишь благодаря заботе о них со стороны «материнской» машины.

В общем, готовьтесь к тому, что на выставке нужно будет много читать и много думать. Лет через 30 все станет попроще. А пока возможность заглянуть в новый мир требует повышенных усилий.

Куратор Daemons in the Machine — Дарья Пархоменко. В выставке приняли участие художники Мемо Актен (Великобритания), Дмитрий Каварга (Россия), Егор Крафт (Россия), творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия), Джон Маккормак (Австралия), Лена Никоноле (Россия), Томас Фойерштайн (Австрия), Жюстин Эмар (Франция) и :: vtol :: (Россия). Некоторым из них помогали ученые из МФТИ, Курчатовского института и Лаборатории Касперского.

Источники: mmoma.ru, tvkult ura.ru



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх