Art Investment

«Пора перемен» в Третьяковской галерее

С 25 мая в Лаврушинском открыта выставка графика 1860-х из собрания ГТГ: акварель, рисунок, литография, фотография, редкие книги и журналы — всего более 200 произведений

Экспозиция, в которую вошли произведения И. Н. Крамского, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, М. П. Клодта, А. И. Лебедева, П. П. Соколова, П. М. Шмелькова и других художников, посвящена одному из поворотных моментов в истории изобразительного искусства. Она представляет процессы, происходившие в графике на протяжении десятилетия между «бунтом 14-ти», созданием Санкт-Петербургской Артели художников и первой выставкой нового объединения — Товарищества передвижных художественных выставок. Это время поиска, когда происходит сложнейший процесс смены художественных формаций, переоценка жанров и видов графики.

Уход ведущих мастеров — К. П. Брюллова, П. А. Федотова и А. А. Иванова определил естественную границу классической эпохи русской графики и обозначил начало следующего этапа. Ключевым событием, повлиявшим на изменения в искусстве и культуре в целом, стало появление в Петербурге картины «Явление Христа народу» (1837–1857) А. А. Иванова. Произведение вызвало бурную реакцию в художественном мире. Посвященные памяти А. А. Иванова статьи А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского, по сути — программные произведения, ставившие вопросы о положении художника в обществе, о новых путях живописи, о необходимости перемен.

Литературная и общественная мысль сыграли огромную роль в формировании новых идеалов и новой художественной модели. «Прекрасное есть жизнь» — этот вектор был задан в магистерской диссертации Н. Г. Чернышевского. Иной взгляд представлен в критической статье Ф. М. Достоевского, посвященной выставке в Императорской Академии художеств 1861 года. В этой статье писатель исследует причины несоответствия академической системы образования требованиям современности. На выставке «Пора перемен» экспонируются графические эскизы к живописным произведениям, представленным на выставке 1861 года, вызвавшей к жизни блестящее искусствоведческое эссе великого писателя. Идеологический спор между Достоевским и Чернышевским определил художественный нерв эпохи — соотношение красоты и полезности, эстетической и этической составляющей искусства.

Сатирическая графика — основная нить, связывающая 1860-е годы с предыдущей эпохой. Возникшая в 1840-е годы, она вслед за литературой меняла акценты — на смену иронии приходят беспощадность и гротеск. Графика в периодической печати, адресованная широкому кругу зрителей-читателей, получила неведомую ранее силу звучания и воздействия. На выставке представлены оригинальные и литографированные рисунки П. М. Шмелькова, А. И. Лебедева, В. Г. Перова, позволяющие оценить как мастерство художников-рисовальщиков, так и техническое совершенство печатной графики.

Графика, в силу особенностей техники, всегда чутко реагирует на вызовы времени, в рисунках отрабатываются новые приемы и темы. Работа с сюжетом, повествовательность, отличающие жанр иллюстрации, во многом повлияли на графику станковую, а обращение ее к злободневности и повседневности опережало аналогичные тенденции в живописи. Представленный на выставке круг любимых тем в изобразительном искусстве 1860-х годов убедительно демонстрирует и новизну сюжетов, и преемственность на этом пути от П. А. Федотова до В. Г. Перова.

«В 1863 году разразился громовой удар, и атмосфера русского искусства очистилась», — написал В. В. Стасов о произошедшем в стенах Императорской Академии художеств «бунте 14-ти» — скандальном отказе лучших выпускников Академии, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100-летию Академии. Осознание творческой независимости породило всплеск интереса к фигуре самого художника — появилось большое количество портретов и автопортретов. В экспозицию введены и оригинальные фотографические портреты членов Артели — документальные свидетельства эпохи и важный элемент в формировании нового пластического языка, в частности графического портрета. На выставке представлены и образцы того официального искусства, против которого выступали участники бунта, — итальянские пейзажи, жанровые композиции, натурные штудии.

Значение Артели в истории русской художественной культуры определяется провозглашенными ею ценностями, активной внутренней жизнью, самим фактом ее существования. Новаторство артельщиков проявило себя в новых формах деятельности, но не породило значительных творческих открытий. Художественное новаторство связано с именами четырех живописцев, определивших искусство своего времени, — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина. В творчестве этих художников складывается новая национальная концепция жанров изобразительного искусства — пейзажа, портрета, сюжетной картины — и вырабатывается стиль эпохи. Работы Перова начала 1860-х годов совершили подлинный переворот в понимании и сюжета, и формы. Изменения в графической технике четко фиксируют новый эстетический идеал — аскетизм формы. Отсюда особая любовь к монохромности. Соусный портрет — одна из ярких примет времени. Скромность техники, «приглушенная» виртуозность исполнения помогают передать состояние сосредоточенности модели.

Итог стремлений 1860-х годов и начало следующего этапа — создание Товарищества передвижных художественных выставок. Одно из ключевых живописных произведений легендарной выставки 1871 года — картина Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1870) — представлена авторским офортом и этюдами, позволяющими понять принцип работы художника над композицией. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871) присутствует в двух графических воплощениях — эскизе 1871 года и поздней авторской реплике 1894-го. Исполненные в технике монохромной живописи, портреты Ф. А. Васильева и М. К. Клодта (оба — 1871) кисти И. Н. Крамского, входившие в экспозицию 1-й выставки Товарищества, можно отнести к области, пограничной между живописью и графикой. Они — пример характерного для эпохи 1860-х годов влияния все более распространяющейся фотографии на изобразительное искусство.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20180522_Pora_Peremen.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20180522_Pora_Peremen.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».