Вера Преображенская в Институте искусствознания. Выставка и открытая дискуссия
В ГИИ в Козицком переулке, 5, открывается выставка одной из самых ярких учениц Элия Белютина. 10 апреля, в день открытия, состоится интеллектуальный поединок на провокационную тему «Способна ли женщина стать великим художником?»
Вера Ивановна Преображенская (1919–2017) не сразу пришла в искусство. Сначала она училась в МГУ на биологическом факультете, ей прочили научную карьеру. Но тяга к искусству в конце концов перевесила. Преображенская пошла учиться в изостудию ВЦСПС, со временем вступила в Комитет художников-графиков, начала выполнять заказы Комбината Изофонда и в итоге перешла на работу в издательство «Учпедгиз» (нынешнее «Просвещение»). Занималась оформлением научно-популярной литературы. Биологу, ей особенно удавались иллюстрации с животными.
Поворотным моментом в ее судьбе стал 1958 год, когда Преображенская вступила в студию «Новая реальность» — экспериментальную мастерскую Элия Белютина. Ей было 39 лет, она была вполне состоявшимся опытным профессионалом-оформителем, со своим мнением и позицией. Спорила, порой не соглашалась. Не случайно Преображенскую называют самой боевой ученицей основателя «Новой реальности». Белютину было с ней нелегко.
Впрочем речь шла не о акцентированном феминистском бунтарстве. Исследователи творчества Преображенской считают, что она избегала обращения к своей женской сути и не стремилась к мятежу в описании женского опыта. Ее подход к описанию даже самых женских тем, например материнства, это подход отстраненного рационального наблюдателя, который разбирает явление почти по схеме: дано — решение — ответ. Тем не менее Фонд русского абстрактного искусства предлагает проанализировать творчество добившейся успеха Веры Преображенской как пример, который может быть включен в мировой феминистский дискурс. Почему? Художницам советская система предлагала весьма ограниченное поле для реализации. Самый традиционный путь — работа иллюстратором или художником по тканям на ситценабивной фабрике. Творчество для себя — это или рядом с мужем-художником, или в составе большой группы под руководством «мастера» и «гуру». Преображенская прошла все традиционные этапы, но не «растворилась» в своих учителях и сохранила свою самобытность.
Выставка «Новая Вера», первая после смерти художницы (Преображенская умерла в прошлом году), построена на основе коллекции Фонда русского абстрактного искусства и собрании дочери художницы, Ольги Грачёвой. На выставке представлены преимущественно работы 1980-х — начала 2000-х годов.
10 апреля 2018 года, в день открытия выставки, в 17:00 в Институте искусствознания состоится интеллектуальный поединок между известным российским предпринимателем, коллекционером и основателем Фонда РАИ Ольгой Усковой и французским журналистом, писателем и антропологом Морин Демидофф (Maureen Demidoff). Заявленная тема — «Рабочий и художница, или Способна ли женщина стать великим художником?».
Участницы обсудят самые острые и неудобные вопросы, касающиеся современной концепции феминизма в России, в Европе и мире:
— Должна ли женщина выбирать: быть женщиной или быть художником?
— Как играть на равных в мужском мире художников?
— Одинаковы ли критерии оценки мужского и женского искусства?
— Можно ли быть сейчас успешной художницей, не касаясь тем феминизма?
— Обязательно ли эксплуатировать свое тело?
— Отличается ли точка зрения на эти вопросы в России от позиции арт-феминизма Европы и мира?
Модератором дискуссии выступит кандидат искусствоведения, критик, куратор Кирилл Светляков.
«Фонд русского абстрактного искусства» основан в 2013 году в Москве. Его основатель и Председатель правления — президент группы компаний Cognitive Technologies коллекционер Ольга Ускова. Основу собрания Фонда составляют живопись, графика, архивные материалы участников студии «Новая реальность».
Источники: ruabstract.com, facebook.com/ruabstract/
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20180406_vera_preobrazhenskaya_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20180406_vera_preobrazhenskaya_exhibition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.