Вера Преображенская в Институте искусствознания. Выставка и открытая дискуссия
ARTinvestment.RU   06 апреля 2018

В ГИИ в Козицком переулке, 5, открывается выставка одной из самых ярких учениц Элия Белютина. 10 апреля, в день открытия, состоится интеллектуальный поединок на провокационную тему «Способна ли женщина стать великим художником?»

Вера Ивановна Преображенская (1919–2017) не сразу пришла в искусство. Сначала она училась в МГУ на биологическом факультете, ей прочили научную карьеру. Но тяга к искусству в конце концов перевесила. Преображенская пошла учиться в изостудию ВЦСПС, со временем вступила в Комитет художников-графиков, начала выполнять заказы Комбината Изофонда и в итоге перешла на работу в издательство «Учпедгиз» (нынешнее «Просвещение»). Занималась оформлением научно-популярной литературы. Биологу, ей особенно удавались иллюстрации с животными.

Поворотным моментом в ее судьбе стал 1958 год, когда Преображенская вступила в студию «Новая реальность» — экспериментальную мастерскую Элия Белютина. Ей было 39 лет, она была вполне состоявшимся опытным профессионалом-оформителем, со своим мнением и позицией. Спорила, порой не соглашалась. Не случайно Преображенскую называют самой боевой ученицей основателя «Новой реальности». Белютину было с ней нелегко.

Впрочем речь шла не о акцентированном феминистском бунтарстве. Исследователи творчества Преображенской считают, что она избегала обращения к своей женской сути и не стремилась к мятежу в описании женского опыта. Ее подход к описанию даже самых женских тем, например материнства, это подход отстраненного рационального наблюдателя, который разбирает явление почти по схеме: дано — решение — ответ. Тем не менее Фонд русского абстрактного искусства предлагает проанализировать творчество добившейся успеха Веры Преображенской как пример, который может быть включен в мировой феминистский дискурс. Почему? Художницам советская система предлагала весьма ограниченное поле для реализации. Самый традиционный путь — работа иллюстратором или художником по тканям на ситценабивной фабрике. Творчество для себя — это или рядом с мужем-художником, или в составе большой группы под руководством «мастера» и «гуру». Преображенская прошла все традиционные этапы, но не «растворилась» в своих учителях и сохранила свою самобытность.

Выставка «Новая Вера», первая после смерти художницы (Преображенская умерла в прошлом году), построена на основе коллекции Фонда русского абстрактного искусства и собрании дочери художницы, Ольги Грачёвой. На выставке представлены преимущественно работы 1980-х — начала 2000-х годов.

10 апреля 2018 года, в день открытия выставки, в 17:00 в Институте искусствознания состоится интеллектуальный поединок между известным российским предпринимателем, коллекционером и основателем Фонда РАИ Ольгой Усковой и французским журналистом, писателем и антропологом Морин Демидофф (Maureen Demidoff). Заявленная тема — «Рабочий и художница, или Способна ли женщина стать великим художником?».

Участницы обсудят самые острые и неудобные вопросы, касающиеся современной концепции феминизма в России, в Европе и мире:

— Должна ли женщина выбирать: быть женщиной или быть художником?

— Как играть на равных в мужском мире художников?

— Одинаковы ли критерии оценки мужского и женского искусства?

— Можно ли быть сейчас успешной художницей, не касаясь тем феминизма?

— Обязательно ли эксплуатировать свое тело?

— Отличается ли точка зрения на эти вопросы в России от позиции арт-феминизма Европы и мира?

Модератором дискуссии выступит кандидат искусствоведения, критик, куратор Кирилл Светляков.

«Фонд русского абстрактного искусства» основан в 2013 году в Москве. Его основатель и Председатель правления — президент группы компаний Cognitive Technologies коллекционер Ольга Ускова. Основу собрания Фонда составляют живопись, графика, архивные материалы участников студии «Новая реальность».

Источники: ruabstract.com, facebook.com/ruabstract/




  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
  • 07.03.2019 Страсти по праву следования Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом — 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх