Art Investment

«Картины русской истории» в Третьяковской галерее

В ГТГ открыта выставка произведений исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века

ГТГ
23 февраля — 22 июля 2018
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 27

Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В. И. Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников — исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века: В. С. Смирнова, Г. С. Седова, К. Е. Маковского, К. В. Лебедева, А. Д. Литовченко, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М. М. Антокольского, М. О. Микешина, С. О. Целинского дополняют выставку.

Согласно иерархии жанров, принятой во всех художественных академиях Европы, главным считался исторический жанр. В Императорской Академии художеств исторической живописи уделялось особое внимание, а основой академической системы подготовки исторического живописца являлась программа. Под этим термином понимали обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств. В экспозиции представлены две картины, выполненные в рамках конкурсных академических программ по исторической живописи: полотно К. Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862) и работа В. С. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (1883). Академический классицизм ориентировал художника на поиски идеального героя — физически совершенного человека с развитым чувством долга. Именно таким явлен нам князь Михаил Черниговский на картине Смирнова. В картине Маковского положительный герой становится жертвой злых сил и роковых обстоятельств.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего. Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К. В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини. Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее.

Историческая живопись конца XIX — начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого — сохранившихся живых свидетелей былых времен. Новый взгляд требовал и новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А. П. Рябушкина и С. В. Иванова. Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Вслед за своими предшественниками — историческими живописцами-академистами — Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта. Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20180302_gtg_pictures_of_russian_history.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20180302_gtg_pictures_of_russian_history.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».