«Картины русской истории» в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   02 марта 2018

В ГТГ открыта выставка произведений исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века

ГТГ
23 февраля — 22 июля 2018
Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 27

Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В. И. Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников — исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века: В. С. Смирнова, Г. С. Седова, К. Е. Маковского, К. В. Лебедева, А. Д. Литовченко, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Ряд скульптурных произведений М. М. Антокольского, М. О. Микешина, С. О. Целинского дополняют выставку.

Согласно иерархии жанров, принятой во всех художественных академиях Европы, главным считался исторический жанр. В Императорской Академии художеств исторической живописи уделялось особое внимание, а основой академической системы подготовки исторического живописца являлась программа. Под этим термином понимали обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств. В экспозиции представлены две картины, выполненные в рамках конкурсных академических программ по исторической живописи: полотно К. Е. Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862) и работа В. С. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя» (1883). Академический классицизм ориентировал художника на поиски идеального героя — физически совершенного человека с развитым чувством долга. Именно таким явлен нам князь Михаил Черниговский на картине Смирнова. В картине Маковского положительный герой становится жертвой злых сил и роковых обстоятельств.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков. Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего. Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К. В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини. Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее.

Историческая живопись конца XIX — начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого — сохранившихся живых свидетелей былых времен. Новый взгляд требовал и новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А. П. Рябушкина и С. В. Иванова. Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Вслед за своими предшественниками — историческими живописцами-академистами — Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта. Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.

Источник: пресс-релиз ГТГ



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх