«Литва Мстислава Добужинского» в питерском Музее музыки
Выставка в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце представляет свыше 100 работ Добужинского литовского периода (1924–1938)
В Шереметевском дворце — Музее музыки открыта выставка «Литва Мстислава Добужинского», приуроченная к 100-летию восстановления Литовской государственности. Это исследование не только жизни художника, но и жизни целой страны между двумя мировыми войнами. Известнейший участник объединения «Мир искусства», график, иллюстратор, живописец, театральный художник, специалист по геральдике Литвы, Мстислав Добужинский принял литовское гражданство в 1924 году, постоянно жил и работал в Литве до конца 1930-х годов. Наиболее полное собрание его работ этого периода — театральные эскизы довоенного Государственного театра, городские виды Вильнюса и Каунаса, зарисовки литовской провинции — экспонируют в Санкт-Петербурге сразу три крупнейших музея Литвы. Масштабный проект Литовского совета по культуре проходит при поддержке правительства Санкт-Петербурга и генерального консульства Литовской Республики.
В Петербурге Мстислава Добужинского интересовала «изнанка» города, его брандмауэры, дворы-колодцы, глухие переулки. В литовских столицах и провинциальных местечках художник так же всматривался в скрытую внутреннюю жизнь, неустанно зарисовывал непарадные городские пейзажи. Своеобразие литовской архитектуры мощно повлияло на будущего соратника А. Бенуа и К. Сомова с их страстным интересом к ушедшим эпохам. В Вильно (Вильнюсе) Добужинский, сын генерал-лейтенанта с литовскими корнями, провел часть детства, здесь окончил гимназию и впоследствии вспоминал: «В Вильне старина как бы обнимала меня, и я жил среди разных преданий, связанных с городом… Впитывая в себя все разнообразные впечатления старины и любуясь ею, я незаметно для самого себя как бы учился архитектуре и стилям. Большинство грациозных и изящных виленских костелов было построено в XVIII в., и дух этого века мне было дано впервые узнать именно тут. И не только это. В Вильне накопились наслоения нескольких эпох: была и готика, и грузное барокко, и классика. Я стал замечать величие архитектурных пропорций, очарование пустых плоскостей и, главное, я начинал чувствовать поэзию архитектуры».
В 1924 году признанный петербургский художник, сценограф, книжный график Мстислав Добужинский принял Литовское гражданство и репатриировался в Литву. С 1925 по 1938 год он оформил в Государственном театре Литвы (Каунас) множество оперных и драматических спектаклей, заложив основы литовской национальной сценографии. Самые значимые эскизы Добужинского из коллекции Музея театра, музыки и кино Литвы, хранящего около 1 200 его работ, представлены на выставке. Эскизы к «Пиковой даме» Чайковского (1934), «Борису Годунову» Мусоргского (1930) и другие шедевры театрально-декорационного искусства наглядно демонстрируют искусство баланса между элементами модерна и авангарда, историзма и декоративной абстракции, столь свойственное мастеру.
В каунасский период Мстислав Добужинский активно занимался не только работой в театре, но и педагогикой, публицистикой, живописью и пейзажной графикой. Ради последней он немало путешествовал по стране. На выставках, организованных в литовский период, Добужинский охотно представлял свои виды Клайпеды, Укмярге, Мариямполе, Алитуса, Пренай, после поездки в Жямайтию — виды Луоки, Седы, Шакенай, Альседжяй. В Риге (Городской художественный музей, 1924), Амстердаме (Городской музей Амстердама, 1928), Париже (Галерея Друэ, 1929), Брюсселе (Дворец изящных искусств, 1931), рядом с видами Петербурга, Гарлема, Рима, Хельсинки, Копенгагена, Парижа выставлялись рисунки вильнюсских церквей и костелов, каунасского кафедрального собора, берегов Немана и городков Малой Литвы.
Оказавшись в США в годы Второй мировой воины, Добужинский показывал свои городские пейзажи на выставках, организованных в первую очередь для литовцев-эмигрантов. Собрание графики Добужинского, после бруклинской выставки 1973 года получившее название «Старая Литва», было передано в дар Литовской Республике в 2006 году. Именно об этом, по свидетельству историка Ванды Сруогене, художник просил своего сына в поздние годы. Виды Литвы Добужинского бесценны не только по своим художественным качествам. Поэт Казис Брадунас еще в 1980-е писал: «Надо помнить, что время и прошедшие войны сегодня не оставят и следа от зафиксированного изящной рукой художника объекта (деревянной церквушки, ворот в храм, придорожной часовенки или креста). Они существуют для нашей культуры только в единственном месте — в рисунке Добужинского».
Участники выставки «Литва Мстислава Добужинского»:
- Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства;
- Художественный музей Литвы;
- Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса;
- Музей театра, музыки и кино Литвы;
- Литовская национальная библиотека им. Мартинаса Мажвидаса;
- Фонд Александра Васильева в Литве;
- частные коллекционеры Литвы.
В рамках выставки «Литва Мстислава Добужинского» можно не только посмотреть его блистательную графику литовского периода, но и послушать художника. Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих предоставила специальные плееры и аудиозаписи знаменитых «Воспоминаний» Мстислава Добужинского, в которых он с бесконечным обаянием, во множестве бытовых и артистических подробностей описывает свою жизнь в Петербурге, Вильне (дореволюционном Вильнюсе), свою дружбу с литовским художником и композитором Микалоюсом Чюрлёнисом и многое-многое другое. Плееры для инвалидов по зрению находятся у администратора Шереметевского дворца — Музея музыки. Об условиях их использования можно узнать в кассах музея.
Источник: theatremuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20180219_dobuzhinskiy_lithuania_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20180219_dobuzhinskiy_lithuania_exhibition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.