Иван Айвазовский в Военно-морском музее Санкт-Петербурга
ARTinvestment.RU   23 июня 2017

На выставке «Морская симфония Ивана Айвазовского» показывают редкую графику выдающегося русского мариниста, раннюю живопись и шедевры особо ценного периода.

В собрании Центрального военно-морского музея хранится более 20 живописных работ Айвазовского. Одна из самых ранних — портрет вице-адмирала М. П. Лазарева, созданный в 1839 году, когда молодой академист Ованес Гайвазян принимал участие в Кавказской экспедиции генерала Н. Н. Раевского. Там же хранятся первые работы, выполненные в 1844 году по заказу Николая I, сразу после возвращения из пенсионерской поездки по Европе, — «Кронштадтский рейд. Форт “Император Александр I”» и «Свеаборг».

Очень быстро, в период Русско-турецкой войны 1877–1878 годов были написаны «Бой парохода “Веста” с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”» и «Захват пароходом “Россия”… турецкого транспорта “Мерсина”…», представленные в экспозиции.

В свою очередь «Маневры Черноморского флота» (1886) и «Эскадра Чер­номорского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895) — это уже воспоминания Айвазовского о молодости, вещи, написанные на склоне лет, напоминающие о величии русского парусного флота при государе Николае I.

Шторм на море — один из любимых сюжетов Айвазовского. Устроители отмечают, что картин на эту тему художник написал более 4000. Так, сюжет произведения «Крушение корабля “Ингерманланд” в Скагерраке» (1860-е) основан на реальной трагедии, которая произошла в августе 1842 года у норвежского побережья. Линейный корабль налетел на подводные камни, и погибли 389 человек. А вот «Кораблекрушение у Афонской горы» относится к вымышленным произведениям. В таких работах художника интересовало сочетание трагедии и надежды, противоборства человека со стихией.

В 1852 году Айвазовский создал несколько картин малого формата (28 × 38,5 см), сюжеты которых связаны с посещением Севастополя Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императором и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Санкт-петербургский издатель А. М. Прево напечатал с картин литографии. Несколько полотен этой серии были утрачены в годы Великой Отечественной войны. И остались только литографии. На выставке представлены листы этой серии.

Впервые на выставке представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». 14 рисунков, изображающих маневры Черноморского флота, виды Николаева и Севастополя, были выполнены Иваном Айвазовским в 1845-1846 годах, незадолго до начала Крымской войны, в то время, когда художник был прикомандирован к свите императора Николая I. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа по составлению видов черноморских портов. Такая графика требует особых условий экспонирования и хранения, поэтому обычно не представлена в постоянной экспозиции. Так что это редкая возможность увидеть эти произведения.

Источники: mkrf.ru, navalmuseum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх