«Дмитрий Жилинский. Ближний круг» в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   12 апреля 2017

На Крымском Валу открывается выставка Дмитрия Дмитриевича Жилинского (1927–2015), охватывающая творчество художника от ранних работ 1950-х до произведений 2000-х

Всего в экспозиции представлено будет 25 работ: 16 живописных произведений и 9 рисунков из собраний ГТГ, Русского музея, Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, Посольства Королевства Дания в Москве, собрания семьи художника и частных коллекций.

Выставка Жилинского – это повод вновь взглянуть на наследие мастера, «очертить» его ближний круг, определить основные векторы творчества через биографии и образы людей, близких художнику. Жилинский много работал в портретном жанре. Стремясь запечатлеть облик выдающихся личностей своей эпохи, с которыми он дружил или был непосредственно знаком, живописец наделял портретными чертами героев не только первого, но и второго и третьего планов. В ходе подготовки к выставке были установлены имена людей, изображенных на картинах, что позволяет по-новому интерпретировать некоторые произведения. Представленные работы помогают исследовать особенности образного строя и пластического языка мастера, проследить творческую эволюцию от ранних произведений 1950-х годов до получивших широкую известность картин 1960-х и далее до работ 2000-х.

Крупнейший современный живописец, продолжатель классической традиции русского искусства, Дмитрий Жилинский стал знаковой фигурой отечественной культуры второй половины XX века. Многие критики причисляют его к художникам «сурового стиля», однако сам мастер считал, что он «только жил одновременно с ними». Он ставил перед собой иные творческие задачи, его не волновал социальный пафос этого направления. Когда художники его поколения вырабатывали лаконичный язык «сурового стиля», опираясь на традиции советского искусства 1920-х годов, Жилинский обратился к наследию древнерусской иконописи, а также итальянского и Северного Возрождения. За каждым явлением, героем или предметом в его картинах скрывается целая история, полная метафорических уподоблений, символов и аллегорий.

Темы многих произведений, представленных на выставке, носят личный характер, они связаны с биографией художника и с судьбами близких друзей. С ранних лет жизни он находился в окружении людей, обладавших глубокими знаниями в различных сферах искусства. Семья Жилинских еще до 1917 года была тесно связана с московской и петербургской интеллигенцией. Именно семья сыграла решающую роль в профессиональной судьбе художника. Одаренность Жилинского, проявившуюся в детстве, заметила его бабушка, сводная сестра Валентина Серова. Она отправила рисунки внука своей двоюродной сестре, художнице Нине Симонович-Ефимовой. Та, в свою очередь, содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал легендарный художник-график Владимир Фаворский. По приезду в Москву в 1944 году Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, задуманном и построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым.

Длительное общение с Фаворским и живописцами его круга сыграло важную роль в творческом становлении Жилинского, обогатило его уникальным опытом. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, и он стремился воспринять все, что могли дать знаменитые педагоги: С.А. Чуйков, Н.М. Чернышёв, П.Д. Корин, А.М. Грицай.

Значительное влияние на творчество Жилинского оказала его жена и друг — скульптор Нина Ивановна. Ее портреты, созданные мастером в первые годы семейной жизни, принадлежат к лучшим работам раннего периода. Образ Нины Жилинской стал ключевым в картине «У моря. Семья» (1964, ГТГ), а само произведение — первым, с которым связывают формирование индивидуальной живописной манеры, определившей все дальнейшее творчество художника. Работа создана после поездок в Италию, Голландию, Бельгию, где Жилинский впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, «малых голландцев». Подражая старым мастерам, Жилинский обратился к новой для себя технике темперной живописи на доске по левкасу. Наряду с женой Ниной и детьми, Ольгой и Василием, Жилинский включил в картину портреты друзей — художников Николая Терещенко, Гелия Коржева, Лавинии Бажбеук-Меликян, Петра Оссовского и Альберта Папикяна.

В «Групповом портрете студентов-скульпторов» (1964, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) мастер обратился к теме творческого акта. Не связывая себя развернутым сюжетом, Жилинский изобразил скульпторов Андрея Древина, Вячеслава Горяного, Всеволода Начапкина, Дину Головацкую, Андрея Диллендорфа в интерьере скульптурной мастерской Н.В. Томского в МГХИ им. В.И. Сурикова, где Дмитрий Дмитриевич преподавал рисунок. В этом произведении выявляется характерный взгляд Жилинского — его герои почти всегда будут изображены статичными, погруженными в себя.

Среди образов творческой элиты, созданных Жилинским, особое место занимает картина «Гимнасты СССР» (1964–1965, ГРМ) — один из первых образцов, в котором проявлены характерные черты зрелого мастера. Художник отказывается от тональной живописи, пишет локальными цветовыми пятнами, акцентируя линию, силуэт и избегает теней. Его персонажи созерцательно спокойны, монументальны, лишены динамики и суеты повседневного. Центральным героем многофигурной композиции является Виктор Лисицкий, ближайший друг Жилинского, после ухода из спорта ставший профессиональным живописцем.

Один из самых проникновенных в творчестве Жилинского — образ матери, Анастасии Фёдоровны. Наиболее ярко он представлен в картине «Под старой яблоней» (1969, ГРМ), посвященной трагической истории семьи художника. В качестве основы Жилинский использовал доску, подготовив ее по образцу иконы, в ковчеге — углубленном среднем поле на лицевой стороне доски изобразил свою мать и детей, а на полях поместил фигуры отца, расстрелянного в 1937 году, и брата, погибшего на фронте в 1944 году. Сопоставление плодоносящего дерева и женщины в окружении внуков становится метафорой несокрушимой жизненной силы. Впоследствии Жилинский много раз обращался в живописи и графике к образу матери. На выставке представлены работы «Зима на юге» (1977, ГТГ) и «Мать» (1977, ГТГ).

Не раз героями картин Жилинского становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. Новой, счастливой поре жизни посвящено полотно «Доброе утро» (2001, частное собрание, Москва) с образами молодой супруги и сына.

Дмитрий Жилинский как блестящий портретист был известен не только в России. В 1990-е годы он создал цикл парадных портретов членов королевской семьи Дании, представленных в тронных помещениях королевского дворца в Копенгагене. На выставке можно увидеть выполненный им эскиз портрета королевы Дании Маргрете II.

Вглядываясь в героев портретов и картин Жилинского, раскрывая их роль в произведениях мастера, можно наблюдать становление художника, формирование его узнаваемого стиля. Начав свой творческий путь одновременно с шестидесятниками, Дмитрий Жилинский сумел занять автономную позицию и создал уникальную галерею портретов творческой элиты своей эпохи.

Источник: пресс-релиз ГТГ



  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх