СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Захаров
  • Комов
  • Шабельников
  • Шапкина-Корчуганова
  • Горина



Ретроспектива Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   30 марта 2017

На следующей неделе в Лаврушинском переулке открывается крупнейшая за последние 30 лет монографическая выставка Серебряковой — более 200 живописных работ и рисунков

Это важнейший проект сезона — выставка одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных художниц займет целых два этажа Инженерного корпуса Третьяковки. Единственный художник, занимавший до этого все выставочное пространство корпуса, — Марк Шагал.

В последний раз выставка Зинаиды Серебряковой проходила в Третьяковской галерее в 2014 году. Та экспозиция, посвященная целиком зарубежному периоду художницы, имела огромный успех. Нынешняя выставка охватит всю творческую биографию Серебряковой: третий этаж будет отдан всем наиболее известным работам русского периода, а второй — произведениям, выполненным в эмиграции — во Франции, Италии, Бельгии и Марокко.

Первая большая выставка Серебряковой была проведена в Третьяковской галерее в 1986 году. С тех пор уже назрела потребность познакомить новое поколение зрителей с творчеством Серебряковой, а также сделать подарок тем, кто давно знает и любит её творчество. Большое количество работ прошли через жесткий кураторский отбор, и только эталонные ключевые произведения вошли в состав настоящей выставки.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), представительница прославленной творческой династии Бенуа — Лансере, художник русского зарубежья, принадлежала к плеяде мирискусников «второй волны». С тех пор как в 1910 году полотно «За туалетом. Автопортрет» (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, стала расти известность Серебряковой на родине. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Структура выставки, построенной в формате кураторского исследования, включает несколько разделов: ранние произведения, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин, пейзажи, эскизы росписей Казанского вокзала в Москве, работы парижского периода, бельгийские панно, а также марокканская серия. Акцент в экспозиции сделан на самом плодотворном — русском периоде творчества Серебряковой, когда были созданы важнейшие, знаковые произведения мастера.

Самые ранние, почти детские работы Серебряковой позволяют проследить формирование и развитие ее таланта. Молодая художница изображает уютные сцены домашней жизни, учебные классы, сельские мотивы, а также увиденное во время заграничных поездок. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие сложную гамму чувств взрослеющей девушки. В картине «За туалетом. Автопортрет» Серебрякова представляет себя в отражении в зеркале, что привносит оттенок интимности и одновременно создает отстраненность.

Портреты близких родственников и друзей передают атмосферу дома Серебряковых и теплоту домашней обстановки. Наброски маленьких детей в Нескучном и изображения подрастающих детей в доме Бенуа в Петрограде отличаются легкостью, точностью, но и глубиной содержания. На картине «За завтраком» 1914 года изображены дети Серебряковой — Евгений, Александр и Татьяна. Групповой портрет представлен как жанровая сцена, в которой большую роль играет натюрморт.

Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: «Жатва» и «Беление холста» (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.

Серия портретов балерин, исполненных маслом, темперой и акварелью, представляет собой наброски с юных танцовщиц и раскрывает закулисный мир гримерных Мариинского театра.

Открытием для публики станет пейзажный цикл Серебряковой. Она обладала даром тонко чувствовать и с присущей ей изысканностью передавать в работах самую суть природы. Среди произведений русского периода представлены пейзажи родового имения Нескучное, написанные преимущественно темперой; их отличает картинная законченность и эпическое звучание. Эту серию дополняют натурные наблюдения Крыма и Царского Села.

В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию. Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий.

Выставка в Третьяковской галерее раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З. Е. Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.

Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.-А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии Серебряковой реализованным проектом в оформлении интерьеров. Убранство зала строилось на сочетании горизонтальных и вертикальных панно с аллегорическими фигурами девушек, а также двух десюдепортов с изображением географических карт. Панно, считавшиеся утраченными во время Второй мировой войны, сохранились и в 2007 году были впервые показаны в России.

Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая ненужной экзотики и этнографических подробностей.

К выставке был подготовлен альбом, который включает более 220 произведений живописи и графики, а также документальные фотографии. В издание вошли статьи, каталог, хроника жизни и творчества З. Е. Серебряковой, а также письма, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей семьи Бенуа в Петергофе, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей и Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск), Фонд Зинаиды Серебряковой (Париж), а также 20 частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона

Руководство Третьяковской галереи, предвидя ажиотаж на нынешней выставке, заранее открыло продажу электронных билетов на своем сайте. Вход на выставку будет осуществляться по сеансам, каждые полчаса в здание смогут зайти по электронным билетам 60 человек. В продаже билеты вплоть до дня окончания выставки — 30 июля. Стоимость билетов немалая — 600 рублей. Со скидкой, за 250 рублей, смогут пройти на выставку школьники, студенты, пенсионеры, а также художники, архитекторы, дизайнеры, состоящие в соответствующих творческих союзах, члены РАХ, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и её субъектов, сотрудники государственных музеев.

Источник: пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх